Московский врач, лечивший Навального в Омске, прокомментировал заявление «Шарите» о найденных следах веществ

Московский врач-анестезиолог и заведующий отделением анестезиологии-реанимации НМХЦ им. Н. И. Пирогова Борис Теплых по просьбе журналистов поделился своими размышлениями по поводу предварительных данных врачей немецкой клиники «Шарите» об обнаружении следов интоксикации у Алексея Навального.

Так, немецкие врачи заявили о том, что в организме Навального найдены следы интоксикации субстанцией группы веществ ингибиторов холинэстеразы, каким именно – пока неизвестно. Иностранные медики уточнили, что угрозы его жизни нет, но не исключены долгосрочные последствия для нервной системы, в качестве лечения он получает атропин.

Заведующий отделением острых отравлений омской больницы скорой медицинской помощи № 1, главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев ответил, что ингибиторы холинэстеразы не были выявлены в ходе обследования Навального в Омске.

Московский реаниматолог, прилетавший в Омск для лечения Навального с коллегами, заявил, что между заявлениями российских и немецких медиков больших противоречий нет, но они есть в акцентах.

«Я не могу отвергать или подтверждать версию немецких врачей, я не токсиколог. Если люди, которые занимаются непосредственно экзогенным воздействием, говорят, что не видят здесь явных признаков отравления, то я занимаюсь синдромальными. Я вижу проявления чего-то у пациента, я компенсирую эти проблемы. Чем занимается реаниматолог? Он дает время другим врачам определиться с диагнозом. Если нам говорят, что экзогенное воздействие исключено, то я отрабатываю другие версии эндогенного происхождения, чем мы и занимались», – с этого ответа начал свой ответ Борис Теплых в эфире программы «Утренний разворот» «Эхо Москвы». 

Что касается заявления «Шарите» о лечении Навального с помощью атропина, Телых отметил, что омские врачи также вводили этот препарат пациенту, однако результата не увидели. 

«Наши не очень понятные фразы о нарушении обмена веществ – это те проявления, что мы видели, которые мы компенсировали. Надо отдать должное местным врачам, почему я начал их защищать и за что я получил негатив, атропин они вводили практически сразу, была проведена оценка его действия, было принято решение, поскольку мы видели отрицательные действия атропина и не увидели положительных. Атропин применяли симптоматически, они видели один симптом, который требовал атропин, и его поэтому вводили», – сообщил медик.

Кроме того, со слов врача, нельзя исключать и тот вариант, что российские медики не успели прийти к такому же выводу, что и немецкие.

«Версий было изначально множество, было подключено много токсикологических сил. Мы спрашиваем: «У вас есть данные, что была экзогенная природа тех проявлений, которые мы видим и сейчас лечим?». Мы получили ответ: «У нас нет таких данных». Почему мы получали такой ответ? Мы не знаем, но ответ был однозначный. Вполне возможно, что им просто не хватило времени, в Германии потребовалось двое суток, чтобы к этому ответу прийти, а в нашем случае было меньше времени. Я не хочу фантазировать, был бы ответ у токсикологов, какой сейчас получили в Германии. Но то, что это не лежало на поверхности, это так. Тесты брались и отправлялись к судебным медикам местным, московским, не знаю, какое именно учреждение. Не знаю, замерялся ли уровень холиместерозы, не интересовался этим. Прежде всего, покажите мне то, что немецкие врачи увидели. Вполне возможно, они увидели то, что наши лаборатории, те, до которых мы могли дотянуться, такое в принципе не определяют. Пока они что-то увидели и что-то подтвердили. Ответ наших лабораторий: мы ничего не нашли», – резюмировал Теплых.

Также врач согласился с тем, что техническое оснащение лаборатории влияет на то, что специалисты могут обнаружить в анализах.

Напомним, 20 августа 2020 года Алексею Навальному стало плохо в самолете при перелете Томск – Москва, из-за чего пилоты приняли решение экстренно садиться в аэропорту Омск-Центральный, оттуда политика госпитализировали в БСМП №1. Ранним утром субботы, 22 августа, его транспортировали в «Шарите» силами немецкой санавиации. 

Омские врачи в понедельник, 24 августа, в ходе пресс-конференции рассказали о спасении Навального, несмотря на непростые условия. В защиту российских врачей выступил как сам Борис Теплых, так и другие медики, также в соцсетях, помимо негатива в адрес омских медработников, выразили и поддержку.

Перейти на полную версию сайта