«СуперОмск» сообщал, что после внеплановой проверки Ростехнадзора в теплоснабжающей организации ООО «Алерон», которая обслуживает не менее 21 котельной в 18 населенных пунктах двух районов Омской области, было заявлено о 210 нарушениях законодательства и нормативных актах, которые так или иначе касаются безопасности в электроэнергетике и теплоснабжении. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
К моменту написания того материала нам не удалось связаться с руководством или представителем «Алерона», дабы выслушать их мнение о претензиях надзорного ведомства. На текущей неделе «СуперОмск» все-таки дозвонился до директора этой компании Вячеслава Усманова и внимательно выслушал его позицию.
– Вячеслав Юрьевич, по акту проверки в ваших котельных нашли сразу 210 нарушений, как-то многовато. Откуда столько, может, есть какие-то объективные причины, скажем, долги потребителей или изношенное оборудование?
«Действительно, многовато, но, если я вам скажу, что сейчас у нас лежит акт, где этих нарушений уже около 600, вы очень удивитесь. Объективные причины? Да, они есть, но дело не только в долгах и изношенном оборудовании. Начну с того, что наша компания занимается регулируемым видом деятельности, и только в том объеме денежных средств, которые нам определяет регулятор. В нашем случае этим регулятором является Региональная энергетическая комиссия. В текущем году по некоторым котельным РЭК установила тариф, который ниже прошлогоднего в 4 раза. Сели, проанализировали, посчитали и получили, что, к примеру, на одном из объектов нам выделят всего порядка 240 тысяч рублей на год. И вот с этих «великих» денег мы должны будем заплатить зарплату работникам, рассчитаться за энергоносители и по другим счетам, а также провести ремонты и оплатить налоги. Однако этой суммы нам с трудом хватит на зарплату лишь одному работнику. Так, помимо этого, мы по закону должны исполнять порядка 40 нормативных актов, а финансов у нас будет недостаточно даже на первые два пункта, — оплату труда и социальные отчисления. После такой «урезки» мы были вынуждены обратиться в Федеральную антимонопольную службу, где встали на нашу сторону и указали РЭК на нарушения в тарифообразовании. Рассказываю это, чтоб вы понимали, какими средствами мы располагаем».
– Хорошо, и как понижение тарифов и скромные финансы повлияли на те самые нарушения?
«Смотрите, по некоторым из нарушений у нас нет никаких претензий. Да, они есть, мы их не оспариваем. Например, не проведены технические освидетельствования строительных конструкций зданий котельных. Есть такое, но эти экспертные обследования требуют огромных денежных средств. Только на одно котельную потребуется порядка 50-60 тысяч рублей, умножаем эту сумму на 21 объект и получаем цифру, которая перевалила за 1 миллион и 200 тысяч рублей. Кроме того, все по тому же акту необходимо обследовать трубы, по два котла в каждой котельной. Вот и наберется у нас более 4 миллионов рублей. А где нам эти деньги взять, РЭК нам их не предусмотрела. Мы бы и рады все это исправить, обращались уже и в банки, и другие специализированные организации, но все впустую. Первые нас не кредитуют, так как у нас нет статьи, которая предусматривает покрытие расходов, а вторые просят предоплату».
– То есть с этими нарушениями вы согласны, а с какими-то нет?
«Согласны, но опять же со многими оговорками. Что касается остальных, то их у нас и в помине не было. Открываем акт и читаем: «Отсутствует технический паспорт на тепловую сеть котельной села Веселый Привал Кормиловского района». Так его и не должно быть, поскольку нет там никакой сети и никогда не было, просто котельная находится внутри здания. И таких откровенных ляпов в той проверке – превеликое множество. Вот еще: «не проведено специализированной организацией режимно-наладочные испытания котлов». Все проведено, есть полный пакет документов, вот только находятся они в РЭК, куда мы их отправили еще весной для того самого тарифообразования, о котором я уже рассказывал. Вот только эти бумаги оттуда проверяющие из Ростехнадзора так и не удосужились увидеть».
– Вячеслав Юрьевич, и что же было с этими вот «ляпами», как вы сказали? Как вы их оспаривали?
«Через суд. Первая инстанция встала на сторону Ростехнадзора, а апелляционный суд указал им, что они не правы, так что от большей части тех нарушений мы отбились. Однако история на этом не закончилась. Ведь наши «теплые» отношения с Ростехнадзором сейчас строятся по принципу: «Ах, вы посмели возразить, тогда – нате, получайте!». Сейчас у нас на руках акт уже на более чем 600 нарушений. Там прописано такое, что мы диву даемся. Этот документ будем оспаривать уже в полном объеме, а не в части, как первую проверку с 210 замечаниями».
– Видимо, прочно вы увязли вы с этими проверками в судах?
«Да не только с проверками мы в судах увязли. Мы и с РЭК сейчас судимся за тарифы, и с органами местного самоуправления, которые устанавливают приборы учета, не вводят их должным образом в эксплуатацию и рассчитываются с нами по показателям с очень большим искажением. Мы уже не теплоснабжающая организация, а юридическая контора какая-то. Только по первой проверке Ростехнадзора мы для суда подготовили и собрали порядка 10 килограммов различных документов».
– Есть ли выход из сложившийся ситуации в досудебном порядке?
«Есть. Нужно садиться за круглый стол всем заинтересованным сторонам – Минэнерго, РЭК, тому же Ростехнадзору, прокуратуре и другим ведомствам – и находить общее решение. Мы, со своей стороны, это неоднократно предлагали. Поймите, с такой ситуацией не только «Алерон» столкнулся, но практически все теплоснабжающие организации региона. С финансами беда у всех. Я понимаю, если бы выделяли огромные средства, которые мы, скажем, расходовали не по целевому назначению, то и спрос был бы другим, а когда денег нет, но требования огромные, как-то, мягко сказано, некрасиво получается. Мол, только одни эксплуатирующие организации за все в ответе. Так не бывает».
– Вячеслав Юрьевич, все эти предписания, нарушения и суды не отразятся ли на отопительном сезоне? Срывов не будет?
«За годы работы нашей компании ни одного срыва, ни одного перебоя в работе наших котельных не было, не будет и в этом отопительном сезоне, никто из наших потребителей не замерзнет. Во всяком случае пока. Поскольку львиная доля сельского теплохозяйства в нашей стране – это, по сути, труп СССР, который мы медленно, но верно доедаем. Как доедим, начнутся очень большие проблемы, ведь пока что в эту отрасль никто не вкладывается, все только требуют».
— Допустим, рано или поздно мы этот «труп доедим» и что потом, все встанет колом? Есть ли выход, что необходимо предпринять уже прямо сейчас?
«Зиму никто не отменял, потому как топили, так и будут топить. Вопрос в другом, как и чем, ведь в данный момент в этой отрасли крайнее недофинансирование. Можно сказать, что именно сейчас назрела уже та критическая масса, которая требует немедленного разрешения. Дальше, без принятия каких-то кардинальных шагов, работать в прежнем режиме будет просто невозможно. Отрасли теплоснабжения как воздух нужны инвестиции и не малые, а где их взять? И вот тут очень бы помог институт государственно-частного партнерства. На мой взгляд, это самый реальный выход в данной ситуации. Необходимо это внедрять и чем быстрее, тем лучше, ведь всей отрасли теплоснабжения, особенно на селе, нужна скорейшая модернизация, а без частных инвестиций сделать это просто невозможно. Однако, без законодательных решений частные деньги в наши котельные так и не пойдут. Поскольку такие средства, в данный момент, мы можем получать только в рамках необходимой валовой выручки, а она у нас стараниями РЭК сильно занижена. То есть вкладывать мы можем, а возврат этих денег неопределенно далек».
Что ж, вот такие проблемы вскрыла, казалось бы, банальная проверка. Со своей стороны, «СуперОмск» и дальше будет следить за этой историей.