В омском Эрмитаже проходит выставка к 120-летию одного из самых значительных сибирских художников.
Нынешний год по понятным причинам оказался не слишком благоприятным для разного рода юбилеев и памятных дат. В этом смысле можно сказать, что замечательному мастеру живописи и графики, народному художнику РСФСР, человеку легендарному для Омска, да и не только для него, одним словом, Кондратию Петровичу Белову (на фото), чье 120-летие отмечалось в марте 2020-го, немного не повезло. Торжества, посвященные его юбилею, вполне имели право быть масштабными, но даже просто по времени приходились на самое начало карантина.
С другой стороны, Кондрат (так не фамильярно, но по-семейному называли и называют мастера в его городе) всегда с нами. В Омске есть маленький, но чрезвычайно добрый и уютный музей, где силами небольшого коллектива, семьи художника и продолжателей творческих традиций сохраняется его наследие, а в недавно созданном при музее имени Врубеля центре «Эрмитаж-Сибирь» прямо сейчас работает юбилейная выставка Кондратия Белова «Моя Сибирь» (0+). Тоже не очень большая. Но существенно дополняющая постоянную экспозицию беловского дома, позволяющая нынешним поколениям омичей получить более широкое представление о творчестве знаменитого земляка.
На выставке – более двадцати работ. Среди них – исторические, в том числе несколько гуашей из знаменитой серии, посвященной Омску времен Гражданской войны (на фото).
На фото: картина «Допрос генералов», автор Кондратий Белов
А также одна из поздних картин, изображающих старый Омск, где художник как будто сжимает городское пространство, приближая другу к другу Тарские ворота и Успенский собор, которые, кстати, вновь вернулись на омскую карту уже после смерти мастера. Хотя сейчас, бродя по выставочному залу, уже не сразу и вспомнишь, что в советские годы эти, чуть ли не самые узнаваемые элементы нынешнего архитектурного облика омского центра, были разрушены, а значит, Кондрат воссоздавал их по памяти, оживляя для омичей историю их родного города.
Однако большая часть экспозиции юбилейной беловской выставки в омском Эрмитаже отведена природному пейзажу. Пейзажу камерному и эпическому. Работам, посвященным разным уголкам столь любимой Кондратом Сибири, написанным в разные, в основном, в очень зрелые годы его творчества.
На этих картинах много неба и много воды. И почти все самые известные по сибирской топонимике названия. Вот могучий Енисей (на фото), неспешно влекущий почти зеркальные воды среди гор и лесов.
На фото: картина «Енисей», автор Кондратий Белов
А вот Иртыш, но не привычный нам, безмятежный и медленный, а взъерошенный встречным осенним ветром, обрывающим листву с прибрежных деревьев, бешено болтающий привязанную на мелководье старенькую рыбацкую лодку. Вот Байкал с его хрустальной совершенной красотой. А вот снова Иртыш, на этот раз со своей старшей сестрой Обью: слияние двух рек, слияние воды и неба, и в центре – невеликий размером трудяга – пароходик, как символ места, предназначения и пути человека в большом мире.
В пейзажах Белова человек и созданное им тоже как будто сливаются с природой, прорастают через нее, живут с ней одной жизнью. Поэтому старые дома и церковь на дальнем плане картины «Тобольский центр» в непогоду превращаются в неясные очертания, в призраки, даже не скрываясь в тумане и хмари дождя, а становясь ими.
И тот же город преображается на картине «Тобольск. Вид на Кремль» в облачный день лета или ранней осени с появлением солнечного луча. Будто принарядившись в сочную зелень. Будто вспомнив годы своего торгового и культурного расцвета.
Очень смыслово мощно выглядит в этой связи представленный на выставке пейзаж «Дивногорск», очевидно перекликающийся с одной из самых знаменитых русских картин этого жанра – «Над вечным покоем» кисти Исаака Левитана.
На переднем плане у Белова, так же как и у его великого предшественника, старенькая бревенчатая церквушка. Но за и над ней – не кладбищенские кресты, не замирающие в предвечерней дреме среднерусские лесостепные и водные просторы, а Енисей с уходящими в небо скалами с одного берега и белоснежными очертаниями современного города с другого.
Беловская картина тоже освещена лучами заходящего солнца, и все же на ней мы видим не сон – угасание, сон – предел, а сон – продолжение, сон – сосредоточение сил. Две крохотные фигурки у крохотной же лодчонки в правом нижнем углу, очевидно мужская и женская, они ведь о любви, «что движет солнце и светила» и наполняет жизнью огромный удивительный мир.
Художник Кондратий Белов, написавший этот бесспорный шедевр в, на минуточку, 77 лет и был удивленным человеком в этом удивительном мире. Поразительны внутренняя энергия, свежесть восприятия и размашистая смелость мазка, свойственные даже очень зрелым его работам. Замечательно его творческое долголетие, и колоссально его наследие, которое, конечно, заслуживает еще более интенсивной популяризации и большей доступности для омичей.
Сегодня, может быть, на перспективу 125-летия мастера, а может быть и на более близкое будущее, нам, жителям Омска, есть смысл подумать о расширении беловского музея за счет пристройки или открытия филиала. О переиздании с учетом новейших полиграфических возможностей альбома его репродукций. Написании и издании искусствоведческой и биографической книг о художнике. Учреждении премии его имени или стипендии для молодых талантливых живописцев.
И хотя нынешние времена не располагают не только к широкому празднованию юбилеев, но и к крупным культурным проектам вообще, не хлебом и не борьбой с ковидом едиными жив человек. А тем более город, которому посчастливилось сыграть главную роль в жизни очень большого, и действительно народного русского художника Кондратия Белова.
Фото и репродукции из фонда музея Кондратия Белова предоставлены Владимиром Беловым
Автор: Алексей Никишин