Уходящая неделя стала очередной вехой в политической, экономической и социальной жизни Омской области.
«СуперОмск» выбрал наиболее значимые, на наш взгляд, события. Мы не беремся предсказывать, как они повлияют на дальнейшую судьбу региона, и анализировать происходящее. Мы лишь выносим события на суд наших читателей, предлагая размышлять самостоятельно на эти темы.
«Лайтовая» самоизоляция для омских пенсионеров
Наиболее любопытной и вместе с тем тревожной тенденцией нынешней недели, на наш взгляд, стали первые предпосылки возвращения некоей самоизоляции, возможно, в некоем секвестированном варианте.
Серьезные предвестники для этого появились уже в ходе заседания оперативного штаба по противодействию распространению коронавируса в Омской области в понедельник, 28 сентября. Чиновники приняли решение о продлении масочного режима и режима повышенной готовности в срок до 31 октября.
Кроме того, омских пенсионеров старше 65 лет вернули на самоизоляцию сроком с 1 по 31 октября. Но в отличие от весеннего «закрытия» документом предусмотрен некий «лайтовый» вариант.
В частности, в распоряжении губернатора Омской области № 114-р от 29 сентября 2020 года дополнен перечень уважительных причин, когда пенсионеры могут выйти из дома. Помимо магазина, аптеки, прогулки с собакой или для выброса мусора, пожилым людям разрешается доехать до работы и даже вернуться с нее, позаниматься спортом и сходить до больницы.
Такие решения оперштаба, как нам кажется, являются вполне логичным следствием эпидемиологической обстановки, сложившейся в регионе. Так, по данным Минздрава Омской области, в 20 числах августа ежесуточное число пациентов с коронавирусом сократилось с 100 до 50 случаев. И вот опять: с середины сентября кривая заболеваемости вновь поползла вверх. Всю нынешнюю неделю ежедневный прирост составлял в районе 90 новых случаев.
Не радует и ситуация в омских школах. Как явствует из рапорта Минобразования на пятницу, 2 октября, одно учреждение в Юрьевском поселении Кормиловского района закрыто полностью. Еще в 11 школах Омской области закрыты отдельные классы из-за коронавируса.
Как прогнозировал «СуперОмск» в предыдущих «ИТОГАХ НЕДЕЛИ», ориентируясь на Москву, где людям старше 65 лет не рекомендовали покидать дома, к аналогичным ограничениям прибегли и омские власти.
Ко всему прочему в Москве теперь начали переводить на дистанционное обучение школьников и около 30 % персонала предприятий города. По нашим прогнозам, та же тенденция в скором времени может постичь омские образовательные учреждения и предприятия. Но, повторимся, данный сценарий развития событий актуален на момент подготовки материала. С появлением новых вводных возможны корректировки.
Правительственный десант в Минске, или Кармические плюсы в омскую политику
Опубличенные отрывки встречи с президентом республики Беларусь омского губернатора и его команды подавались из расчета их целесообразности. Глава Омской области обсудил тет-а-тет с гарантом белорусской стабильности совместные планы по увеличению товарооборота до 100 миллионов долларов.
Глава республики Беларусь Александр Лукашенко так впечатлился, что собрался приехать в Омск.
«Для меня все, что за Уралом, – это романтика. Думаю, в будущем году мне удастся побывать в основных точках России, в Сибири в том числе», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Как оказалось, что белорусской стороне интересны промышленная кооперация, экспорт технологий и услуг, создание совместных сборочных производств, сервисных центров.
Судя по отчетам с поездки, первые лица Омской области заявили об интересах к полному спектру продукции из Белоруссии: одежда, обувь, косметика, кожаные изделия, продукты, сельхозтехника, нефтехимия, дорожная техника и общественный пассажирский транспорт.
Делегация посетила индустриальный парк «Великий камень» и ряд промышленных предприятий. Решили сосредоточиться на покупке сельхозтехники.
«Договорились о главном: увеличить локализацию производства жаток «Полесье», которые сегодня собираются на территории Омской области. В дальнейшем – еще посмотреть, как расширить линейку поставки сельхозтехники на территорию нашего региона. Техника не капризная, легкая в эксплуатации и ремонте. Спрос у аграрного комплекса очень высокий», – рассказал Александр Бурков.
Мечты омских депутатов о метро и «ковидные» убытки
Уходящая неделя отметилась возобновлением активности горсовета. В среду, 30 сентября, первое пленарное заседание осенней сессии городской Думы началось с минуты молчания. Парламентарии почтили память депутата горсовета Омска четвертого созыва, представителя губернатора Николая Чиракова, скончавшегося 12 августа.
Центральных тем на заседании было, строго говоря, две – бюджет на 2020 год и генплан.
Что касаемо бюджета, то ожидаемо казну подкосили «коронавирусные» ограничения. Налоговые недоимки от бизнеса составили 325 миллионов рублей. Впрочем, городская администрация не унывает, рассчитывая покрыть убытки экономией на городских праздниках.
Масла в огонь добавляют муниципальные предприятия. В частности, убыточные омские парки, которые надо развивать, и «Комбинат специальных услуг», или городские ритуальщики, нуждающиеся в постоянной финансовой подпитке.
Обсуждая изменения в Генплан до 2040 года, депутаты наступили на родную омскую мозоль – метро.
«Каждый омич мечтает о метро!» – озвучил невысказанные мысли депутатского корпуса спикер Владимир Корбут.
Меж тем, так получилось, что депутаты мечтали не только реанимировать давно похороненное метро, но и возродить трамваи на Левобережье. Председатель комитета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Дмитрий Лицкевич раскрыл коллегам, что в Генплане прописана идея метротрама.
«Никто не ставит крест на метро. У нас схема метро была разработана в 1980-х годах, ее надо корректировать. Согласно новому Генплану, построенные участки метро останутся, не возведенные линии подземки, мешавшие развитию бизнеса и улучшению жилищных условий, законсервируют. Я разговаривал с разработчиками Генплана, прорабатывается схема развития скоростного трамвая протяженностью 60 километров», – отметил он.
К слову, идея метротрама в Омске не нова. В 2014 году американский профессор, архитектор Вукан Вучик продвигал идею легкорельсового транспорта в нашем городе.