Криптовалюты

Доллар - 102,70

Евро - 104,85

Тенге - 0,19

Власть109280

Анонимный сотрудник наркополиции: «Это уголовное дело обсуждают все сотрудники омского УМВД»

Анонимный сотрудник наркополиции: «Это уголовное дело обсуждают все сотрудники омского УМВД»

Фото: Иллюстрация

В 2016 году указом президента полномочия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков были переданы в ведение Министерства внутренних дел. До выделения наркополиции в состав МВД на омском рынке запрещенных в обороте веществ можно было купить абсолютно все.

Теперь же цифры официальной статистики говорят сами за себя: из 85 регионов Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области занимает 13-е место по изъятию наркотиков, 3-е место – по изъятию героина за 7 месяцев 2020 года и 10-е место – по изъятию марихуаны.

Уголовные дела в отношении высокопоставленных государственных служащих или силовиков обречены на публичность. И не только сам факт возбуждения уголовного дела, но и начало доследственной проверки в отношении руководства регионального управления МВД по борьбе с наркотиками – это всегда прямая трансляция и горячие новости региональных изданий и информагентств.

При этом совсем неясно, почему о судебном процессе в отношения сотрудников наркоконтроля Маныча и Лихачева ничего не слышно в омской новостной повестке, хотя криминальные сюжеты такого уровня не смогли бы остаться без внимания всего регионального пула журналистов. Уголовное дело, начавшееся с чудесного перемещения шкатулки в квартире полицейского, выглядит на самом деле как срежиссированный фейк, бессмысленность которого особенно бросается в глаза на фоне первых мест омской полиции в российском рейтинге борцов с крупнейшей криминальной индустрией. Тем удивительнее было узнавать подробности уголовного дела от уже экс-сотрудника наркоконтроля, пришедшего в редакцию «СуперОмска», что само по себе нетипично для любого силового ведомства со всей присущей даже бывшим силовикам осторожностью. Собеседник согласился общаться лишь на условиях анонимности.

– Алексей (имя по просьбе собеседника изменено), самый первый и главный вопрос: почему Вы пришли к нам в редакцию? 

– В Куйбышевском районном суде города Омска началось рассмотрение уголовного дела по обвинению сотрудников Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области, о котором молчат средства массовой информации. По моему мнению, абсолютно бездоказательно попали под обвинения бывший руководитель, заместитель начальника УНК УМВД России по Омской области Дмитрий Маныч и начальник отдела по борьбе с наркотиками опийной группы УНК УМВД России по Омской области Станислав Лихачев. Также я считаю, что все обвинения против моих бывших коллег дутые и никаких убедительных доказательств их вины нет.

Краткая суть так называемого уголовного дела такова: однокомнатную квартиру заместителя начальника УНК УМВД России по Омской области Маныча пришли смотреть для возможной покупки. После визита гостей супруга силовика хватилась стоящей на комоде шкатулки с обручальными кольцами и подала заявление в органы внутренних дел. Под подозрение, естественно, попали покупатели, чей визит совпал с пропажей. Оказавшись в полиции, гостья много раз повторяла: «Пусть посмотрят лучше». И шкатулка нашлась, но нашлась там, где ее никогда по определению и не было – в сумке у входной двери, когда супруга Дмитрия Маныча собралась в ближайший продуктовый магазин. Как сотрудник органов полиции, много лет раскрывавший преступления, могу легко объяснить такое странное место случайной находки: заметившие висевшую в квартире форму сотрудника полиции шкатулку сначала пытались украсть, а потом «сбросили». Стоит отметить, что в самом по себе желании вернуть шкатулку с обручальными кольцами нет ничего криминального. Это объяснимо, оправданно и разумно. Согласитесь, ни вы, ни я, и никто другой не хранит шкатулки с обручальными кольцами, цепочками, билетами в кино с первого свидания, первым зубиком ребенка, другими семейными реликвиями, не имеющими ценности материальной, но дорогими для семьи, в сумке у входной двери. Тем не менее перед теперь потерпевшей принесли извинения, которых оказалось недостаточно, и извинения у Маныча она потребовала в материальном эквиваленте. 

– В чем же тогда следствие обвиняет Маныча и Лихачева?

– Манычу и Лихачеву вменяется в вину, что они, являясь сотрудниками управления по контролю за оборотом наркотиков, занимались раскрытием имущественного преступления. Их обвиняют в том, что они якобы незаконно проникли в жилище, высказывали угрозы и при этом были в гражданской одежде. Несмотря на требования действующего законодательства, требующего от сотрудника полиции раскрывать любые преступления, федеральных законов о полиции и оперативно-разыскной деятельности, и несмотря на то, что к материалам уголовного дела приобщены сведения информационного центра УМВД России по Омской области о количестве преступлений имущественного характера, выявленных или раскрытых сотрудниками УНК с 2017 по 2019 годы, свидетельствующие о том, что Маныч и Лихачев не только вправе, но и обязаны выявлять и раскрывать любые преступления, в том числе не связанные с незаконным оборотом наркотиков, на территории Омской области, следствием указанные данные полностью проигнорированы.

Но сотрудники наркоконтроля на самом деле раскрывают и другие преступления, не связанные с незаконным оборотом наркотиков. Это и притоны, и кражи, и преступления против личности. Если следовать такой логике, следствие могло возбудить уголовное дело о превышении полномочий также в отношении сотрудников полиции, задержавших в августе педофила, напавшего на девочку на 2-й Дачной, а его задержали по ориентировке именно сотрудники управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области. То есть, если проводить параллель с обвинением Маныча и Лихачева, оперуполномоченные отдела по борьбе с легализацией наркодоходов УНК УМВД России по Омской области, увидевшие педофила, не должны были его задерживать, раз он совершил преступление против половой свободы, не связанное с незаконным оборотом наркотиков, а подождать, пока с микрорайона «Водников» через все пробки на Левый берег его приедет задерживать отдел уголовного розыска отдела полиции № 7 или оперативники из регионального управления уголовного розыска с улицы Пушкина. И все эти должностные лица всенепременно должны были приехать задерживать педофила ни в коем случае не в гражданской одежде, ведь иначе им инкриминируют превышение полномочий. Что прозвучит еще более убедительно? Стоит только порассуждать над этими фактами совсем недолго, чтоб понять, как сильно они все меняют.

Женщина пришла смотреть квартиру, после ее визита шкатулка с семейными украшениями оказалась вдруг в сумке у двери, где не могла храниться, супруга Маныча написала заявление и отозвала его...

Дмитрий Маныч, узнав от супруги, что шкатулка с комода вдруг оказалась в ее сумке, мог бы легко и безболезненно, а также в том числе и безнаказанно попросить выкинуть эту шкатулку. И он бы сделал так, если бы он не был порядочным человеком. Тогда были бы просто слова потерпевшей против его слов. 

– А чем так поможет огласка вашим бывшим коллегам?

– Как я уже говорил, по моему глубокому личному убеждению, в уголовном деле в отношении моих бывших коллег нет состава преступления. Нет от слова совсем. Там нет избитых, нет незаконно арестованных, нет полицейского насилия, нет превышения полномочий. Огласка нужна, потому что человеческая психология имеет свои особенности: увиденное действует сильнее, чем любой текст или чей-то пересказ. Представьте себе того же Ефремова без десятков очевидцев с камерами телефонов, снимки и видео с которых не выбросишь из интернета. Если бы не было фото раскуроченной машины, бравады Ефремова о том, что у него много денег и он вылечит пострадавшего от пьяной езды, дело могло бы получить иной оборот. 

А в уголовном деле в отношении Маныча и Лихачева нет ничего, кроме показаний потерпевшей, ее друзей и родственников, полученных опять же с ее слов. Зато есть заключение специалиста в области лингвистики по аудиозаписи разговора встречи у гипермаркета, где в тот же день якобы «напуганная» до смерти потерпевшая, ее сожитель и сестра, вероятно, выманивает у Маныча денежные средства под угрозой писать жалобы. Такие факты, озвученные в СМИ, могут стать сюрпризом для Москвы и поводом для последующих кадровых решений.

Не будем забывать и о тех сотрудниках, которые в Омске вот прямо сейчас раскрывают и пресекают преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Ведь это журналисты об этом не знают, а это дело обсуждают все сотрудники омского УМВД. И говоря об этом уголовном деле, каждый раз стоит иметь в виду, что даже перспектива подобного судебного прецедента может быть чревата массовыми увольнениями – некоторые мои бывшие коллеги фактически стоят «на лыжах». И это реальные борцы с преступностью, не диванные аналитики и не кабинетные клерки. Это оперативники, это те, кто каждый день задерживают закладчиков и их организаторов. Об этом почему-то не принято говорить вслух, но один грамм героина – это 10 доз, это 10 человек, которые не пойдут в армию, не поступят в институты, а пойдут грабить и убивать, чтобы купить себе наркотик. Которые разобьются на машине под действием спайса. Это плачущие родители, разрушенные семьи, это осиротевшие дети, а для торговца наркотиками это либо в лучшем случае лет так пятнадцать тюремного заключения, ну или в худшем случае еще могила на кладбище. В деле нет реальной никакой доказательной базы, поэтому по уголовному делу в отношении Маныча и Лихачева нужна огласка. И пусть боится огласки, напротив, обвиняющая сторона – эксперт, у которого нет приложения к экспертизе, потерпевшая и ее родственники-свидетели, которые с каждым допросом вспоминали, только вместо вспоминали нужно читать «придумывали» все новые и новые подробности, при этом забывая запоминать старые.

И почему такая тишина в медийном сопровождении процесса? Если поймали таких опасных преступников, то где же победные пресс-релизы? Если были бы реальные доказательства вины, превышения полномочий, это можно было бы, по крайней мере, торжественно цитировать. Ну или показали бы там найденные коллекции золотых часов, пачки долларов, инструктированные бриллиантами перьевые ручки, которые стали следствием «превышения полномочий» – такие сюжеты очень любят федеральные телеканалы. А в уголовном деле Маныча и Лихачева ничего такого не процитируешь и в называющиеся «анонимными» телеграмм-каналы подробности уголовного дела не сольешь, потому что с правдой не поспоришь, а сливать нечего: Маныч с супругой и ребенком жил в однокомнатной квартире обычного панельного дома и ездит до сих пор на машине, которой больше пятнадцати лет. Зато наркоконтролю есть что показать обществу: 10 килограммов героина за одно задержание, школьный учитель литературы, который торговал наркотиками, закладчики в костюмах аниматоров, Лунтика и Человека-паука, которые усиленно изображали опоздание на детский день рождения, позолоченные лестницы в дворцах наркобаронов и много-много чего еще. Сотрудники УНК не умеют красиво говорить, они умеют раскрывать преступления, поэтому я пришел к вам, журналистам, потому что вы умеете «жечь глаголом» сердца людей и вы можете привлечь внимание и защитить силой слова честных и порядочных офицеров полиции. 

– Кто-то мог быть заинтересован в уголовном деле в отношении Маныча и Лихачева?

По моему мнению, Маныч и Лихачев подверглись незаконному уголовному преследованию за исключительно бескомпромиссную борьбу с наркопреступностью в регионе. После передачи полномочий Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков были переданы в ведение Министерства внутренних дел все поменялось, и никто не будет спорить, что через несколько месяцев после создания УНК наркотиков в Омске стало в разы меньше. Конечно же, в этом заслуга и начальника УМВД России по Омской области Вячеслава Геннадьевича Крючкова, который в статусе заместителя лично руководил всеми ключевыми разработками УНК. И в том есть заслуга в том числе Маныча и Лихачева.

До основания УНК в Омской области героином торговали через три крупных интернет-магазина, каждый из которых приносил своим владельцам от 5 до 7 миллионов рублей незаконного дохода по самым скромным подсчетам. Предполагаю, что некоторые сотрудники ФСКН были вовлечены в «крышевание» преступников и систему поборов, так как преступники зачастую узнавали о планируемых нами операциях по задержанию. На окраинах Омска торговали героином представители различных группировок. Один из бывших сотрудников ФСКН, Петраченко, даже основал интернет-магазин по продаже героина, будучи еще действующим сотрудником ФСКН. Сейчас он в тюрьме и разоблачили его преступную деятельность как раз Маныч, Лихачев и Чижов. В 2018 году Маныч и Лихачев в статусе начальника и заместителя возглавили отдел УНК, который в том числе занимался разработкой преступных сообществ, торговавших героином через интернет-магазины. После череды громких раскрытий в 2018 и 2019 годах их работа была замечена руководством регионального УВД, поэтому Маныча назначили заместителем, а Лихачева, соответственно, начальником отдела. После того, как сотрудники УНК задержали владельцев первого интернет-магазина, в Омске на несколько месяцев была парализована торговля наркотиками – преступники, как говорится, «легли на дно», и сбытчики ездили за наркотиками в соседние регионы. Кроме того, как я уже говорил, управление наркоконтроля –это одно из ключевых подразделений омской полиции, все разработки которого были на контроле начальника УМВД России по Омской области Вячеслава Геннадьевича Крючкова, и логично предполагать, что, не сумев найти ничего компрометирующего на руководство наркоконтроля, кто-то решил придумать уголовное дело из шкатулки. Надеюсь, что я исчерпывающе ответил на ваш вопрос.

– Как вы считаете, есть перспектива торжества законности?

– Осторожные поводы для оптимизма есть. Потерпевшая в разные периоды времени давала противоречивые показания по одним и тем же фактам, все обвинение построено на показаниях самой потерпевшей, а также ее родственников и близких знакомых, которые с каждым новым допросом «вспоминают» все новые подробности. С таким же успехом друзья, любовник и родственники могли бы давать показания, что женщину украли на ковре-самолете марсиане, а потом придумывать с каждым допросом новые подробности, которые противоречат тому, что они говорили под протокол не далее как пару месяцев назад. Кроме того, сама потерпевшая имеет финансовые трудности, у нее 2 малолетних детей, при этом не имеет работы. И в уголовном деле есть запись, где с Маныча выманивают деньги за якобы причиненные неудобства, угрожая в противном случае писать жалобы.

Причем с апреля 2019 года до момента возбуждения уголовного дела в августе 2019 года потерпевшая по загадочным причинам ни в какие инстанции с жалобами на якобы незаконные действия Маныча и Лихачева не обращалась. Правоту моих бывших коллег подтверждает пройденный ими полиграф. На первоначальном этапе расследования ни потерпевшая, ни ее родственники, ни кто-либо еще не заявляли о применении к ним физической силы, о наличии у них телесных повреждений и только через год они вдруг вспомнили, что их якобы «хватали за руки» и о синяках, которые в течение года никому не показывали. Например, в январе 2020 года потерпевшая вдруг «вспомнила», что у ее дочери в сентябре 2019 года был выявлен сахарный диабет, который, как она вдруг стала полагать, связан с тем, что в апреле 2019 в связи с, как заявляется, противоправными действиями сотрудников полиции ее дети испытали сильный стресс. Но это не подтвердила ни экспертиза, ни лечащий врач ребенка.

Похожим образом можно описать и все другие, уже отступившие на второй план сюжеты этого уголовного дела, при этом два единственных свидетеля, незаинтересованные в «посадках» Маныча и Лихачева, а также не являющиеся родственниками, показаний, обличающих Маныча и Лихачева, не дают. Свидетельские показания о якобы имевшем место факте применения физической силы и «синяках» появились в уголовном деле через год, ближе к концу расследования, на дополнительных допросах потерпевшей. При этом ранее ни так называемая потерпевшая, ни кто-либо еще не заявляли о применении к ним физической силы, не заявляли о наличии у них телесных повреждений, не обращались в правоохранительные органы для проведения медицинского освидетельствования или с заявлением о якобы совершенных в отношении их противоправных действий.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Новости власти»
Читать все новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!