Дистанционное обучение – это наказание?

Весной многие учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Но получилось ли? Смогли ли уроки остаться такими же?

Общаясь со школьниками, которые перешли на дистанционное обучение, можно было услышать много плюсов: можно посещать уроки прямо из кровати, не нужно тратить время на дорогу и вообще учиться можно откуда угодно – главное, чтобы интернет был. Но вместе с тем появилось и множество проблем: прогуливать занятия теперь тоже намного проще, существует множество отвлекающих от учебы факторов в соседней вкладке браузера, а ещё и материал не всегда наглядный.

А все почему? За трудностями организации онлайна потерялись важные аспекты, напрямую влияющие на обучение, которые важны как в очном, так и в дистанционном формате. Давайте вместе разберемся, какие факторы необходимо учитывать при организации дистанционного обучения и как они могут повлиять на результат.

Мотивация и вовлеченность в процесс

Мотивацию можно разделить на 2 вида: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация — это понимание целей заданий и обучения, вера в достижение результата, желание прикладывать усилия, удовольствие от процесса. Внешняя мотивация – это признание. Основной метод ее реализации – соревнование с группой, с самим собой. Нельзя сделать однозначный выбор только в пользу одного из видов. Лучшее решение – комбинировать.

Почему бы не начать занятие с новостей предмета или интересных фактов, которые создадут вау-эффект и станут яркой стартовой точкой урока? Согласно некоторым источникам, всего в русском языке около 80 слов на букву «й» – ого, надо бы проверить! Даже сами ученики могут предлагать новости или искать факты (это уже следующая ступень мастерства), а после – они начнут делиться не только с вами, но и с окружающими.

Естественно, и формат подачи материала имеет значение. К примеру, геймификация. Большинством людей игра воспринимается как нечто несерьезное и второстепенное в жизни человека. Между тем, если присмотреться внимательнее к этому феномену, можно обнаружить, что игра – понятие гораздо более древнее, чем, например, культура. Игра – тип осмысленной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Геймификация учебного процесса может поднять вовлеченность учеников в процесс на совершенно новый уровень – они и слушать внимательнее начнут, и усваивать материал.

Экспериментируйте, заинтересовывайте, работайте с внутренней и внешней мотивацией учеников. Уверены, что вам есть, чем их удивить. Именно такое напутствие хотелось бы дать всем учителям.

Контроль и обратная связь

«Зачем мне делать это упражнение, если его не будут проверять?» – может подумать школьник, у которого нет никакой мотивации что-то делать или она минимальна. И если выполнение упражнения не принесет школьнику какой-то понятной выгоды или признания, его суждение можно легко понять.

Но нельзя отрицать, что жесткий контроль тоже не всегда приносит тот результат, который хочет получить учитель. Списывание домашнего задания, шпаргалки на контрольных, копирование статьи из википедии вместо реферата – кажется, мы вряд ли когда-то скажем «О, это в прошлом!».

Как же найти золотую середину? Контролировать важно, но ещё важнее – делать выводы и давать обратную связь, которая поможет улучшить тот или иной аспект. Давайте сравним:

●     За эту работу я ставлю тебе оценку 3.

●     Спасибо тебе за проделанную работу! Сейчас я, к сожалению, оцениваю её на 3, так как не учтены 2-й и 3-й параметры, которые мы рассматривали на прошлом уроке. Но при этом вижу, что ты старался и не сидел без дела. Сможешь исправить работу к следующему уроку? Увидишь – так будет круче!

Да, корректная обратная связь – это отдельное искусство, которому можно посвятить десятки статей, но при этом важно помнить, что это тоже своего рода способ мотивации и отличный инструмент обучения и развития.

Мы не хотим отменять срезовые контрольные работы и не ставим под сомнение важность экзаменов. Но каждая оценка должна нести в себе не только количественную характеристику, но и раскрываться качественно. Есть ученики, которых не расстраивают тройки, а кто-то плачет из-за четверок – все это, естественно, отражение системы ценностей. Но так ли важны оценки, которые не полностью отражают способности школьника?

Визуализация

Наглядность, структурированность и простота восприятия информации – это неотъемлемые помощники обучения. Но как быть, если все ученики теперь заходят в класс, стучась в электронную дверь виртуального класса?

И здесь дистанционное образование даже выигрывает. Инструментов, ресурсов и платформ, которые могут помочь учителю визуализировать или по-новому преподнести информацию, огромное количество.

Существуют виртуальные доски, дающие возможность писать с помощью мыши или графического планшета. Есть те, которые дают пользователю дополнительные функции: цветные стикеры, диаграммы, mind-карты (например, Miro), найдутся доски и для тех, кому важны формулы и геометрические фигуры (например, IDroo). А знаете, чем они ещё круты? Во-первых, информация фиксируется, и не нужно постоянно стирать что-то, чтобы освободить пространство – места достаточно. Во-вторых, ученики могут подключиться к доске и принимать участие в ее наполнении.

Объясняя тему с помощью презентации, можно очень быстро собирать обратную связь и даже получить некую статистику, которая даст возможность выстраивать дальнейшие рассуждения, исходя из ответов аудитории. На дистанционном занятии это возможно, например, с помощью Mentimeter.

Стоит помнить, что инструмент ради его наличия – это совершенно не то, к чему стоит стремиться. Тут нужно брать не количеством, а качеством. Пробуйте и не пугайтесь нового, ищите инструменты, которые подходят именно вам, которые откликнуться и вам, и ученикам. Такой совет мы бы дали учителям, говоря про визуализацию.

Почему мы так смело говорим про сложные факторы, влияющие на образовательный процесс и готовы давать советы? Это все не пустые слова. В новом 2020/2021 учебном году, помимо очного и онлайн-формата, в Школе программистов открылась новая форма обучения –Виртуальный класс, где школьники со всего мира могут учиться очно, оставаясь дома. Все это стало возможным благодаря огромному опыту, собранному во время перехода на дистанционный формат.

В Школе программистов каждый преподаватель делает все возможное, чтобы мотивировать учеников, заинтересовать, уделить внимание каждому, дать почувствовать важность проделанной работы и возможность воплотить в жизнь задуманное. Мы уже на протяжении 19 лет предоставляем качественное IT-образование, обучая школьников 3-11 классов по всей России. Ученики Школы занимают призовые места не только на российских, но и на международных олимпиадах.

Дистанционное образование – это не наказание и не приговор. Это возможность раскрыть новые возможности обучения и использовать все лучшие навыки и инструменты, которыми ты владеешь. И бояться его точно не стоит. Да, это вызов как для учителей, так и для учеников и их родителей, но при этом вызов, который открывает новое.

Перейти на полную версию сайта