Последние кадровые решения президента РФ Владимира Путина вызвали заочное разногласие среди экспертов. Федеральные политологи считают, что назначение Николая Рогожкина полпредом свидетельствует об усилении «новой генерации» действующих силовиков, а для Виктора Толоконского «ссылка» в Красноярск больше похожа на наказание. Региональные эксперты, знакомые с ситуацией, считают иначе.
Омские и новосибирские политологи комментируют кадровое решение президента Владимира Путина. В понедельник, 12 мая, глава государства назначил командующего внутренними войсками МВД Николая Рогожкина полпредом в Сибирском федеральном округе. Предшественник Рогожкина на этом посту Виктор Толоконский стал исполняющим обязанности губернатора Красноярского края и, вероятно, примет участие в сентябрьских выборах.
Федеральные СМИ утверждают, что приход Рогожкина говорит о серьезном усилении «новой генерации» действующих силовиков. Для Толоконского, по версии «Известий», «ссылка» в Красноярск больше похожа на наказание за победу коммуниста Анатолия Локтя на выборах мэра Новосибирска.
Мнение сибирских экспертов отличается от позиции федеральных коллег. Омские и новосибирские политологи считают, что Рогожкина пристроили как пенсионера-силовика на спокойную должность, не играющую роль на политическом пространстве. К тому же, Рогожкин, по мнению опрошенных «СуперОмском» экспертов, подходит и по своим организаторским качествам. Для Толоконского же уход в Красноярск означает удовлетворение Кремлем его управленческих амбиций.
Об организаторских качествах Рогожкина, в частности, говорит новосибирский политолог Владимир Леонтьев.
«Виктор Александрович стремился стать губернатором, но существующая система не позволяла ему вновь возглавить Новосибирскую область. Поэтому Кремль принял, на мой взгляд, наиболее оптимальное решение, назначив его исполняющим обязанности Красноярского края. Что касается Рогожкина, то его поставили не потому, что он пенсионер, и не для того, чтобы в случае чего наводил порядок. Он хороший организатор и подходит на эту должность. Да и в случае упразднения полпредства Рогожкин ничего не потеряет и, вероятнее всего, перейдет на другую должность», – считает он.
Новосибирец Дмитрий Пучкин, выдвигая схожую версию по поводу Толоконского, расходится с Леонтьевым в трактовке назначения силовика Рогожкина.
«Трудовая карьера этого силовика фактически закончилась, но в Кремле, как говорится, своих не сдают. Ведь сами аппараты полпредства практически напичканы выходцами из силовых структур. Во многом это и объясняет закрытый характер деятельности этих органов. Люди получают дополнительный заработок. Это просто способ пристроить людей. Полпредство уже несколько лет никакой роли в политической системе не играет. Полпред должен обладать политическими, экономическими знаниями и коммуникационными навыками. К силовикам это не имеет никакого отношения. Силовики нужны, когда что-то происходит, а у нас стабильность. Что касается Толоконского, то по весу его можно сопоставить с Александром Лебедем или Александром Хлопониным. Работая в Новосибирске, он показал себя замечательным коммуникатором. Он умеет находить консенсус, думаю, все противоречия, что существуют в Красноярском крае, через год-два уже исчезнут», – заключил Пучкин.
Омский политолог Инна Ветренко также высказалась об отсутствии каких-либо тайных подтекстов, связанных с приходом силовика на пост сибирского полпреда.
«Институт полпредства ничем не обеспечен. Поэтому уход Толоконского в перспективный, развивающийся Красноярский край закрепляет его на позиции крупного политика. Что касается Рогожкина, то, учитывая номинальный функционал этой должности, приход силовика не окажет никакого влияния. Сам же выбор говорит лишь о подтверждении тенденций назначений силовиков», – считает Ветренко.