«Прекрасное» теперь не так уж и «далеко» от Омска. В частности, по планам регионального Минприроды к 2023 году все старые свалки будут превращены в зеленые поля, а перерабатывать сотни тысяч тонн отходов будут три крупных комплекса в Таврическом, Омском и Тарском районах, участки под которые уже определены в перспективе. А вот в Кормиловском районе мусоросортировочного объекта не будет, но основные наработки по нему будут использоваться в системе межмуниципальных погрузочных станций. Подробнее об этом «СуперОмску» рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Александр Сердюков.
– Александр Викторович, в ближайшее время экологическую экспертизу пройдут свалки в Центральном и Советском округах. Что ждет остальные закрытые объекты, которые сейчас используются для сбора и сортировки мусора?
– У нас на территории области – семь объектов которые подлежат первоочередной рекультивации. Туда, в частности, входят Советская, Центральная, Кировская и Ленинская свалки Омска, которые начали эксплуатироваться еще в 50-х годах прошлого века. И еще такие объекты есть в Омском, Тюкалинском и Исилькульском районах.
Все эти свалки закрыты для захоронения отходов уже многие годы. Возможно, последние пару лет туда кто-то и свозил незаконно мусор, но это не имело массового характера. Центральная и Советская свалки уже неактивны, они почти не пахнут в отличие от Ленинской и Кировской. Тем не менее это объекты повышенного вреда, которые для города и области представляют экологическую опасность. Поэтому они для нас первоочередные. Рекультивироваться они будут с привлечением средств национального проекта «Экология».
Первые объекты – Центральная и Советская свалки – уже имеют проекты и проходят соответствующие экспертизы. При положительных результатах летом 2021 года мы подадим их на софинансирование в Минприроды РФ. И тогда с 1 января 2022 года эти объекты можно рекультивировать с учетом федерального софинансирования. Остальные объекты пройдут те же процедуры.
– Как планируется провести рекультивацию, что будет с этими территориями в будущем?
– Закрывая старые свалки, мы, попросту говоря, делаем так, чтобы эти отходы не оказывали влияние на воздух и на грунтовые воды. Они все утрамбовываются, пересыпаются и, как правило, сверху засаживаются какой-нибудь зеленью. Там сотни тысяч тонн, а в Кировском и Ленинском – миллионы, поэтому они останутся на месте и их никто уже оттуда вынимать не будет. Например, первоочередники Центральная и Советская свалки, как я уже говорил, давно перегнили внутри. Да, они все равно горят, потому что приходят люди и пытаются там что-то добывать. Но в целом эти площади осталось засадить зеленью. Требуется время для наблюдения за объектом, пока он не станет полностью экологически безопасным. Достаточно часто по регионам России на таких объектах стоят какие-нибудь горнолыжные спуски или другие подобные объекты.
– Эти свалки рекультивируют, но что будет взамен? В какой стадии развития проект Таврического мусороперерабатывающего комплекса?
– Что касается строительства мусороперерабатывающего комплекса в Таврическом районе, то сейчас в области имеется единственный очень маленький объект для захоронения отходов. Он находится в Тюкалинском районе. И есть более десятка объектов, на которые временно разрешено свозить мусор. Но это временная мера и это работает, согласно законодательству, до 2023 года.
Региону нужны новые, современные и технологичные объекты размещения и переработки мусора. Один из них проектируется в Таврическом районе (левый берег Иртыша), второй – в Омском районе (правый берег Иртыша). Такое разделение специально предусмотрено, чтобы не перегружать многотонными частыми перевозками омские мосты. И еще один комплекс поменьше планируется разместить в Тарском районе, для обслуживания северных территорий области. Занимать они будут внушительные территории, поэтому региональным Минприроды рассчитаны участки для их расположения, с соблюдением всех норм. В достаточном удалении от населенных пунктов, с положенной санитарной зоной.
В Таврическом районе проект разрабатывается за счет средств Омской области. Там будет сортировка мусора, которая позволит выделять полезные фракции. Там же будет площадка компостирования, где биологические отходы будут перегнивать, превращаясь в технологичный грунт, который можно использовать.
Таким образом, этот большой современный комплекс по обращению с отходами будет полностью соответствовать всем целям нацпроекта. Проект сейчас выходит на финальную стадию, потом и он пройдет экологическую экспертизу.
– Когда это может быть?
– Я надеюсь, что экологическая экспертиза Таврического проекта состоится в конце этого года или в начале следующего. И в 2021 году проект либо за областные средства, либо с привлечением инвесторов будет реализоваться.
– Крупный объект по мусоропереработке планировался в Кормиловском районе, но вы о нем не упомянули. Какова судьба этого объекта?
– Объект в Кормиловке мы не видим и создаваться там ничего не будет. А те проектные решения, которые по этому объекту были, преобразуются, скорее всего, в систему типовых межмуниципальных перегрузочных станций. Туда будут свозиться отходы с районов и после утрамбовывания и сортировки перевозиться уже на крупные мусороперерабатывающие комплексы. К слову, мусор, который содержится в контейнерах, может спрессовываться до 4-5 раз. В общем в Кормиловке объекта точно не будет. А вот пара десятков мусороперегрузочных станций в области будет создаваться.
Напомним, как ранее писал «СуперОмск», в ближайшее время будет полностью профинансирована экологическая экспертиза проектов рекультивации в Советском и Центральном округе.
Оксана Кузнецова