Накануне, 19 ноября, 2020 года на заседании рабочей группы Государственного совета РФ состоялось обсуждение развития в России водного транспорта и разработки нацпроекта «Внутренние водные пути».
В мероприятии принял участие глава Омской области Александр Бурков, обозначивший в своем выступлении большую заинтересованность региона в организации системы речных перевозок для поставки грузов водными магистралями. Он отметил, что Омская область – один из центров Обь-Иртышского бассейна, крупнейшего в России внутреннего водного пути.
На настоящий момент через Омскую область идут мощные грузопотоки продукции АПК и нефтехимии – свыше 38 миллионов тонн. Даже частичный переход груза с дорог на реку и введение мультимодальных перевозок снизит стоимость его доставки до конечного получателя.
Кроме того, высока потребность в использовании речного транспорта и для поставок зерна на рынки иностранных государств Тихоокеанского бассейна. За счет этого сырья из регионов Обь-Иртышского бассейна можно увеличить грузопоток по Северному морскому пути.
Уже имеющийся потенциал можно развить за счет несырьевого экспорта – продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, регион планирует выйти на глубокую переработку зерна, продукты которой, в том числе белок, особо востребованы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Губернатор Александр Бурков рассчитывает, что разработка и запуск нацпроекта «Внутренние водные пути» объединят усилия всех ведомств, так как без поддержки федерального центра развитие речной инфраструктуры и флота невозможно.
«Для Омской области предложенный президентом страны нацпроект «Внутренние водные пути» имеет ключевое значение. Потому что мы находимся на одной из основных водных артерий – реке Иртыш. Обь-Иртышский бассейн имеет связь с такими странами, как Республика Казахстан и Китайская Народная Республика, и обеспечивает нам выход на Северный морской путь. Таким образом, мы имеем транспортную возможность выходить на Азиатско-Тихоокеанский регион», – подчеркнул Александр Бурков по итогам заседания рабочей группы Госсовета РФ.
По словам главы Омской области, железная дорога сегодня перегружена, поэтому водный путь играет для региона важную роль в увеличении экспорта различных видов продукции. Как отметил глава Омского региона, в первую очередь рассматриваются зерно и другая сельхозпродукция.