Сегодня на Каннском кинофестивале стартуют «украинские дни». И хотя показ фильма с говорящим названием «Майдан» состоится только в среду, Украина уже стала главной темой обсуждения на этом традиционно аполитичном мероприятии. Намек на украинский конфликт критики усмотрели даже в провалившейся ленте «Принцесса Монако», открывавшей фестиваль.
Первая неделя Каннского кинофестиваля оказалась богатой на скандалы. Но главным из них пока остается провал фильма, выбранного для открытия фестиваля, – «Принцесса Монако». Лента была в пух и прах разгромлена кинокритиками и освистана зрителями, а особой критики удостоилась 46-летняя Николь Кидман, воплотившая на экране образ 32-летней Грейс Келли. Правящая семья Монако и вовсе бойкотировала показ фильма, назвав его «полностью вымышленным» и «искажающим действительность».
Впрочем, пристальное внимание к этому фильму, названному худшим в истории фестиваля, было приковано и по другой причине – критики усмотрели в нем явный намек на украинский конфликт, проведя параллель с попыткой Франции аннексировать Монако. А исполнитель роли князя Ренье Тим Рот заявил, что обеспокоен событиями на Украине, следит за ними, но пока не видит способа решения конфликта.
События на Украине вообще стали главной темой обсуждения на Набережной Круазет. Украинский павильон, украшенный шлемами, бронежилетами с надписью «Пресса» и уменьшенной копией майдановской елки, стал настоящей меккой для журналистов и гостей фестиваля. Как подчеркивают украинские СМИ, в павильоне работают девушки, которые были волонтерами на Майдане. При этом те же украинские журналисты не забывают отметить, что российские киношники стараются обходить «неблагонадежный павильон» стороной.
Ради Украины на Каннском фестивале было нарушено его традиционное табу на разговоры о политике. Вопросы об украинском конфликте без стеснения задаются на пресс-конференциях, а сами актеры и режиссеры наперебой высказываются на эту тему.
«Казалось бы, политика – это так далеко от мира кино. Но я надеюсь, что Европа выйдет из происходящего намного более сильной. А если не сможет, то мы движемся к катастрофе», – цитирует легендарного режиссера Жан-Пьера Дарденна издание Podrobnosti.ua.
Но главные политические дебаты еще впереди. Сегодня украинцы представят на фестивале целый ряд документальных лент о последних событиях, а в среду, 21 мая, любимчик Канн Сергей Лозница покажет фильм «Майдан», пригласительные на который разошлись с невероятной скоростью.