В четверг, 28 января 2021 года, в ходе комитета по финансово-бюджетным вопросам в горсовете Омска вице-мэр город назвал, когда частные нерегулируемые маршруты станут регулируемыми.
По его словам, это произойдет в 2022 году. Ранее предполагалось привести весь рынок пассажирских перевозок Омска к «единому знаменателю» в 2021 году.
Теперь оглашены другие цифры. Поясним, что регулируемые перевозки предполагают работу по муниципальным контрактам.
То есть частных перевозчиков обяжут работать по единому с муниципальным транспортом тарифу, принимать безлимитные и пересадочные проездные в маршрутках, а также сдавать выручку в бюджет города. В свою очередь, в департаменте транспорта им будут возвращать оплату за количество пройденных километров. По этой системе начали работать в 2019 году, однако фактически она распространяется только на муниципальное ПП № 8.
Понятно, что такая система невыгодна частникам, поскольку предполагает общий транспортный «котел». Однако вице-мэр Олег Заремба, курирующий тот блок, анонсировал скорый переход на регулируемые маршруты.
«В муниципальном контракте задействованы на 90 % муниципальных автобусов и 10 % маршрутов частников. Прозрачность при такой системе выше. И в течение года, может быть, к 2022 году мы планируем на 100 % переход на регулируемые маршруты и на брутто-контракты. Тогда полностью сборщиком денег будет муниципалитет. К лету-осени 2021 года мы наш проект представим», – анонсировал Олег Заремба.
По данным городской администрации, на сегодняшний день нерегулируемые частные перевозки составляют 61 % рынка.
«На год у нас получилась отсрочка после распоряжения президента. Мы на год продлили действие карт. Но мы понимаем, что это не соответствует современным требованиям. Контроль на нерегулируемых маршрутах крайне слабый, меры по понуждению к качественному исполнению контрактов отсутствуют. Карта есть, лицензия есть – езди как хочешь. Дипломатическими усилиями, увещеваниями работаем с перевозчиками. Надо отдать должное, большинство из них к голосу разума прислушивается, ответственность имеют, но не все», – рассуждал вице-мэр.
Добавим, что перевозчики на нерегулируемых частных маршрутах вправе устанавливать свой тариф за проезд и не принимать транспортные карты. Кроме того, плата за проезд идет не в бюджет города, а в карман к владельцу маршрута. Когда реально перейдет передел рынка пассажирских перевозок, неизвестно.