Тема работы общественного транспорта очень актуальна в Омске, с его особенной, вытянутой вдоль реки формой. Зачастую, чтобы добраться до своей работы, горожане преодолевают путь из одного конца города в другой, проводя в дороге около часа в одну сторону. Разумеется, такое долгое соседство накладывает свой отпечаток на взаимоотношение водителя и пассажира.
Но если в роли пассажира побывал практически каждый из нас, то в структуру системы общественного транспорта погружались немногие.
В связи с этим корреспондент «СуперОмска» побывал на одном из предприятий, которое возглавляет частный перевозчик Фазыл Залялитдинов (на фото – слева). Бизнесмен контролирует три маршрута: регулируемый № 72 (микрорайон Амурский-2 – поселок Чкаловский) и нерегулируемые № 47 (Гашека – Большие Поля) и № 503 (ТРЦ «МЕГА» – поселок Загородный).
Компания, которую вот уже 21-й год возглавляет Фазыл Залялитдинов, представляет собой полноценное пассажирское предприятие. Здесь есть свои автомастерские, заправка, боксы для транспорта, медкабинет, контрольно-пропускной пункт, для иногородних сотрудников снимается жилье. В кабинете директора – некий ЦУП, изображения со всех производственных помещений выводятся на экран, позволяя онлайн контролировать весь рабочий процесс.
По словам руководителя предприятия, работа здесь не замирает круглосуточно. В частности, автослесари трудятся даже по ночам. В 5 утра начинаются медкомиссия и техконтроль, а в час ночи уходят последние водители дежурных автобусов.
Корреспондент «СуперОмска» побеседовал с бизнесменом.
«У нас полноценно работающее ПП»
– Фазыл Фатыхович, мы знаем, что вы непубличный человек, хотя в городе вас все знают. Как получилось, что вы решили рассказать о работе предприятия?
– Действительно, не склонен выпячивать себя. Есть люди, которые тяготеют к политике. Мы этим никогда не занимались, я просто трудоголик. Но в последнее время возникло много негатива по отношению к частным перевозчикам, и к нам в частности. Хотелось бы переломить эту ситуацию, просто, без прикрас, показав, как мы работаем. У нас социально ориентированное направление, бизнесом его тяжело назвать. Мы стараемся выполнять эту работу хорошо, на должном уровне. Наше предприятие работает 21-й год. До 2000 года мы занимались строительством и параллельно решили попробовать наши силы в пассажирских перевозках. Я тогда лично выехал и отработал две недели водителем на маршруте и понял, что это направление нужно развивать. Скажем так, плох тот генерал, который не был солдатом, решил на своей шкуре попробовать труд водителя.
В 2017 году купили свою базу на улице Алтайской. Здесь словно Мамай прошел: из стен росли тополя, отсутствовала крыша на здании. В банках даже не сразу дали ипотечный кредит и под ремонт. Тут была ситуация катастрофичная: запущенность некоторых помещений составляла 70 %. Прежний владелец не мог 5 лет ее продать. Но я, используя свой опыт в строительной сфере, восстановил все помещения.
– Как сложились те маршруты, которые вы обслуживаете?
– Я начинал с 503-го маршрута, я его создавал, это мое детище. Раскатывали мы этот маршрут до года, пока он не начал приносить доходы. После того, как мы освоили маршрут № 503, мы не стали останавливаться на достигнутом, решили свои силы попробовать в обслуживании автобусами среднего класса и пошли на тендер на маршрут № 47. Это совсем другая работа, похожая на деятельность муниципальных пассажирских предприятий. Это совсем другие расценки на запчасти, другие трудозатраты. Мы выиграли тендер на маршрут № 47 в среднем классе и приобрели комфортабельные автобусы типа «ПАЗ Вектор НЕКСТ» и низкопольные автобусы для маломобильных горожан.
Когда мы освоили все нюансы обслуживания в среднем классе, мы пришли к выводу, что стоит попробовать себя в более серьезном муниципальном контракте на регулируемый маршрут № 72. На данный момент мы обслуживаем три маршрута: № 47, 503, 72. Первые машины выходят в рейс в 5:30, а завершают работу в 23:15 часов. На данный момент у нас работает полноценное пассажирское предприятие.
У нас свои бухгалтерия, диспетчерская, кабинеты механика и медика, касса, шиномонтажные мастерские, свой магазин автозапчастей. Для полного цикла у нас не хватает только мойки, но мы ее уже строим. У нас машины ремонтируют автослесари в круглосуточном режиме по заявкам водителей. При этом старший механик определяет, какие автобусы, исходя из квалификации автослесаря, отдавать для ремонта разных деталей. У нас существует даже юридическая служба. Мы начинаем работать с раннего утра и заканчиваем глубокой ночью, в час ночи.
«Я защитил своего водителя»
– Не так давно была ситуация с водителем на маршруте № 47, на которого пожаловались из-за того, что он не посадил в машину женщину-инвалида. Расскажите, как было дело. Как вы относитесь к подобным инцидентам?
– На остановке стояла женщина в инвалидной коляске с мужчиной. Мой водитель подъехал с полным салоном. Женщина-инвалид с мужчиной хотели залезть, но он сказал, что сзади едет новый низкопольный автобус. Интервал движения – 5-7 минут, нужно было немного подождать. Но в итоге в соцсетях и СМИ такое раздули! Я тогда сказал, что мой водитель поступил правильно: в салоне не было удерживающих устройств для маломобильных пассажиров. Как это сделать при переполненном салоне, поднять и высадить инвалида? Я тогда защитил своего водителя. Подняли шум на весь город.
Новый инцидент произошел 24 января 2021 года, во время аномальных морозов. В соцсетях человек сообщил, что простоял на остановке в поселке Светлом больше часа. На почве этого поднялся негатив, что окраины города не обслуживаются перевозчиками. Мы в тот морозный день в поселок Загородный выпустили 14 автобусов! Нам стало обидно, что пару дней спустя появились жалобы в соцсетях на большие интервалы между рейсами до поселка Загородного. Нас после этого проверил департамент транспорта и не нашел нарушений. Я могу это доказать через систему ГЛОНАСС и видеокамеры в салонах: каждый автобус там зафиксирован. На мой взгляд, идет информационная война против меня и моего предприятия. Это фантомные жалобы, когда человек размещает жалобы в соцсетях и исчезает.
Прекрасно понимаем, что сейчас время высоких технологий, время интернета и соцсетей, но если у человека наболевший вопрос, разве он пойдет в интернет? У меня вопрос к СМИ: как они могут размещать и транслировать непроверенную, порочащую перевозчика информацию из пабликов в социальных сетях?
– Фазыл Фатыхович, как сказалась пандемия коронавируса на перевозках?
– Когда началась пандемия в начале 2020 года, у нас в апреле-мае простояло 70 % автобусов. В июне мы выпускали 50 % автопарка. А в июле мы начали полноценно работать.
В итоге транспорт стоял с апреля по июнь 2020 года, только в июле начались движения пассажиров. После этого мы взяли кредит и тем самым спасли предприятие, поскольку были большие простои транспорта, а лизинговые компании это не принимали во внимание.
Самые существенные статьи расходов – автозапчасти, дизтопливо, лизинговые платежи и зарплата сотрудников. Отмечу, что экономическая обстановка пошатнулась как на нашем предприятии, так и в целом в сфере пассажирских перевозок в городе и всей России. Сказалось снижение пассажиропотока. Даже сейчас пассажиропоток достигает не более 60 %. Мы ходим на Левый берег, в Чкаловский поселок, на окраины города и знаем ситуацию. На данный момент мы еще не пришли к критическому состоянию, но уже не можем взять кредиты. У меня лизинговая составляющая большая, потому любые займы представляют сложности.
Дело в том, что мы в 2016-2017 годах закупили большое количество дизельных автобусов, доля которых составляет 60-70 %. Остальные машины работают на метане. Мы пришли к выводу, что все следующее лето будем закупать автобусы на метане и избавляться от автобусов на дизельном топливе. Так, предприятие «Автодор» Николая Артемьева подошло к закупкам транспорта прагматично, приобретя автобусы на метане, которые более экономически выгодны на городских маршрутах.
Но при этом даже они жалуются на тарифную политику из-за того, что пассажиропоток упал на 40 %, сильно возросли цены на автозапчасти и топливо.
– Есть ли какой-то выход из этих сложностей?
– В январе 2021 года областные власти заявили, что плата за льготников вырастет с 18 до 20 рублей за одну поездку. Это стало хоть каким-то подспорьем в затратах на закупку топлива, городские власти нас услышали.
Кроме того, у нас есть регулируемый маршрут № 72, мы подали документы на компенсацию межтарифной разницы в РЭК Омской области. Вероятно, решение будет в марте 2021 года, и мы надеемся, что станет полегче. Однако предприятие закрываться не планирует.
Мы готовы идти на диалог и разрешать инциденты на месте. На провокации в соцсетях мы реагировать не намерены. Не надо ругать перевозчиков. У них тяжелый и нервный труд: от водителя до директора!
С тем, чтобы быть максимально объективными, «СуперОмск» обратился за комментариями к водителю и руководителям КТОСов «Большие поля» и «Загородный».
Председатель КТОС «Загородный» Галина Исакова вспомнила, как жители микрорайона добивались транспорта в этом отдаленном уголке города и появился маршрут № 503.
«Мы много лет добивались в департаменте транспорта, чтобы пустили маршрутку через поселок Загородный. И вот зашел сюда Фазыл Фатыхович с маршрутом № 503. Мне есть с чем сравнивать: раньше приходилось ходить по 2 километра пешком до ближайшей остановки, где ходят автобусы. Теперь ситуация поменялась. У нас бывают рабочие моменты, но претензий к его работе не возникает. Есть разовые ситуации, которые мы разрешаем с ним или с его заместителем на месте. Так, 26 января 2021 года мы проводили рейд, запротоколировав интервалы между маршрутами, рейсы ходили каждые 7-10 минут. Если, например, куда-то отвезти детей или пенсионеров, Фазыл Фатыхович всегда идет навстречу. Раньше мы звонили в департамент транспорта каждую неделю, теперь мы и забыли, когда туда звонили последний раз. Он даже сделал дежурный маршрут из Амурского поселка до Загородного по вечерам, чтобы люди могли уехать. Я 8 лет работаю председателем КТОСа, и 8 лет подряд он покупает продуктовые наборы, и мы разносим их труженикам тыла. Он всегда идет навстречу. Помогает нам, а мы – ему», – рассказала Галина Исакова.
В свою очередь, председатель КТОС «Большие Поля» Ольга Осипова также хорошо отзывается о работе перевозчика на маршруте № 47.
«У нас последнее время никаких нареканий к маршруту № 47 не было. Разовые вопросы поступали, в выходные поменьше транспорт ходит. Люди вроде бы довольны. На конечной остановке стоят по 2-4 машины. 15 минут – и ты уехал. Мне нравится», – поделилась она.
Водитель маршрута № 503 Евгений Дерксен трудится у Фазыла Залялитдинова 16 лет. Вот что он говорит:
«Я работаю на маршруте уже 16 лет. Как руководитель он мне нравится, требовательный справедливый. У меня двое детей, стабильность у нас по зарплате, не голодаем. Если человек хорошо относится к труду, то ему дают соответствующее вознаграждение. А если сотрудник за машиной не смотрит – такое отношение и от руководства. В общем, стабильность у нас есть», – заявил Евгений Дерксен.
Такие позитивные отзывы можно услышать не о каждом частном перевозчике, задействованном в этом социально ориентированном бизнесе.