Как стало известно «СуперОмску», Восьмой апелляционный арбитражный суд изменил решение Арбитражного суда Омской области по иску перевозчика ООО «АвтоСила-55» предпринимателя Евгения Хруща к Министерству финансов Омской области и Региональной энергетической комиссии.
Согласно материалам дела, поводом для этой судебной тяжбы стали убытки, которые «АвтоСила-55», как заявляется в документах, понесла из-за чересчур заниженного тарифа на перевозку пассажиров, который был установлен РЭК еще в конце декабря 2017 года.
«ООО «АвтоСила-55» оказывает в том числе услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2017 года № 597/80 установлен предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Омске, осуществляемым ООО «АвтоСила-55» в размере 25,70 рубля за одну поездку», – указывает Арбитражный суд Омской области.
Сей факт в корне не устроил перевозчика, и он обратился в Омский областной суд для отмены того самого приказа РЭК. Это дело дошло до Верховного суда, административная коллегия которого признала приказ энергетической комиссии недействующим с 1 января 2018 года. В своем иске «АвтоСила-55» указала, чем же руководствовался Омский областной суд, отменяя приказ.
«При установлении тарифа для перевозчика Региональная энергетическая комиссия Омской области незаконно занизила расходы перевозчика на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт, на замену автомобильных шин, заработную плату водителей и кондукторов, мойку кузова и салонов транспортных средств, на осмотр транспортных средств перед выездом в линию», – прописано в исковом заявлении.
Помимо этого, перевозчик сообщил, что из тарифа также «выпали» расходы: на оборудование транспортных средств местами для инвалидных колясок, на приобретение и монтаж систем видеонаблюдения в салонах автобусов, на оплату услуг ФГКУ «УВО войск Национальной гвардии Российской Федерации по Омской области», расходы по приобретению и монтажу систем кондиционирования воздуха в салоне автобуса, затраты на монтаж оборудования для информирования пассажиров о маршруте следования транспортного средства, затраты на новый подвижной состав, а также на необходимость включения в расчет общехозяйственных затрат амортизацию компьютеров и моноблоков.
Между тем еще в Омском областном суде по тяжбе об отмене приказа РЭК «АвтоСила-55» предоставила расчеты, по которым тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Омске должен был составлять 30,99 рубля.
«Из текста искового заявления следует, что в 2018 году истец перевез 6 195 564 пассажиров, в том числе 1 102 319 пассажиров льготных категорий, о чем в материалах дела имеются отчеты», – указывает арбитраж в итоговом решении.
Далее в «АвтоСиле-55» просто подсчитали недополученную прибыль и получилось, что из-за экономически необоснованного и заниженного тарифа они понесли убытки в размере 32 млн 638 тысяч 880 рублей. Собственно, эти самые недополученные деньги и вынудили перевозчика обратиться в Арбитражный суд.
Судья, вынося решение по делу, указал, что факт нарушений при расчете тарифа РЭК был доказан еще Омским областным и Верховным судами, потому в повторном доказательстве не нуждается. Согласился суд и с выводами экспертов о причинно-следственной связи между заниженным тарифом и недополученной выручкой. А вот все доводы ответчика на суде были опровергнуты.
«Доводы ответчика о том, что истец фактически не понес убытков, поскольку при установлении тарифа на 2018 год Региональной энергетической комиссии Омской области учитывались планируемые, а не фактические затраты истца на 2018 года, суд не принимает во внимание, поскольку заявленная истцом ко взысканию сумма является упущенной выгодой в виде недополученной прибыли за 2018 год», – указал судья.
Еще одной попыткой «скостить» убытки представителями РЭК были утверждения, что при установлении тарифа якобы были учтены планируемые затраты на эксплуатацию 60 автобусов по 5 маршрутам, а, мол, фактически с сентября 2018 года «АвтоСила-55» работала лишь на маршруте № 72. Однако суд вновь сослался на решение Верховного суда и проведенную в рамках этого дела экспертизу, которая установила, что в январе 2018 года перевозчик эксплуатировал 61 автобус, а с февраля по декабрь – 32, на основании этого и был сделан расчет недополученной прибыли.
На основании вышеизложенных выводов суд удовлетворил иск и взыскал с Омской области в лице Региональной энергетической комиссии в пользу ООО «АвтоСила-55» 32 млн 683 тысячи 880 рублей убытков, 350 тысяч рублей расходов на экспертов и 175 тысяч 721 рубль государственной пошлины.
РЭК с таким поворотом дела не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. Суд второй инстанции решение омского арбитража отменил и изложил его в новой редакции, увеличив сумму оплаченной государственной пошлины до 186 тысяч 194 рублей.
Таким образом, «АвтоСиле-55» РЭК должна заплатить в общей сложности 33 млн 220 тысяч 074 рубля.
Отметим, что данное решение судов может стать, по сути, прецедентом, который вынудит других омских перевозчиков обратиться в суд для изменения тарифа и взысканию недополученной выгоды.
Для справки: ООО «АвтоСила-55» была зарегистрирована в 2011 году. Ее руководителем и учредителем является предприниматель Евгений Хрущ. Согласно информации на сайте перевозчика, в данный момент его автобусы работают на трех маршрутах; 20Н «ОНПЗ – поселок Ермак – улица Гашека», № 72 «Поселок Чкаловский – поселок Степной – СНТ «Ивушка», а также на № 40 «ОНПЗ – СТЦ «МЕГА». Вот только от последнего маршрута «АвтоСила-55», как ранее сообщал «СуперОмск», отказалась еще в январе 2020 года.