Криптовалюты

Доллар - 79,43

Евро - 93,80

Тенге - 0,15

Философия героя11825

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Оксана Вертиполох: «Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда»

Александр Румянцев и из личного архива героев

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации.

Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации. 

Диплом специалиста по рекламе, карьера на телевидении, увлечение пауэрлифтингом. Но стоило Оксане лишь раз подняться в небо, и спокойно жить на земле она уже не смогла. 

Сама девушка признается, что она пока отнюдь не волшебник, а только учится – благо, вокруг есть люди, отдавшие авиации всю свою жизнь и готовые денно и нощно делиться своими знаниями и накопленным опытом. Поэтому мы решили познакомить читателей не только с нашей начинающей героиней, но и с одним из тех, кого считает выдающимся человеком она сама, – президентом региональной федерации сверхлегкой авиации Сергеем Балябкиным.

 

Небо 

Летчики признаются, что страсть к небу – это не наследственное. Эту «болезнь» они открывают в себе сами, без оглядки на пап и мам. Вот и в семье Оксаны пилотов не было. Штурвал в руках держал только дед – но не в воздухе, а на море, где был капитаном. А внучку потянуло в другую стихию. 

«Я тот человек, который всю жизнь поднимает глаза вверх», – признается Оксана. 

По словам девушки, она всегда любила небо и все, что с ним связано, но сделать решающий шаг и посвятить себя авиации ей помогло, как ни странно, телевидение. 

«Я очень хорошо помню тот день. Мне очень долго и очень сильно хотелось снять сюжет про воздушные шары, про воздухоплавателей. Был уже вечер, мы подъехали со съемочной группой на аэродром Калачево, где происходил запуск шара. И там я увидела самолет...»

Еще находясь в корзине воздушного шара, Оксана уже знала, что обязательно снимет сюжет про самолеты. И обязательно пролетит на одном из них. И, несмотря на то, что безумная метель и нелетная погода срывали все планы, заставляя съемочную группу разворачиваться и уезжать ни с чем, свою маленькую мечту девушка все же осуществила.

«Первый раз я летала с Сергеем Балябкиным. Сесть мы смогли только с третьего раза – я все время требовала полетать еще, и мы снова взмывали в воздух».

С тех пор Оксана стала периодически приезжать на аэродром Калачево, и в один прекрасный момент вступила в аэроклуб. 

«Однажды вечером, когда я собиралась на тренировку, – тогда я увлекалась пауэрлифтингом - поднимала штангу в спортзале – раздался звонок: «Ты где, почему не в офисе федерации?» И это был тот пинок, который был мне нужен. Конечно, это в любом случае произошло бы рано или поздно – я это знала и никогда в этом не сомневалась. Но эта ситуация ускорила процесс». 

Так Оксана стала курсантом, начала учиться на пилота и заодно заниматься маркетингом в федерации. 

«Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда. Я из тех, кто вернулся».

Самолет 

Первое время Оксана была с самолетом на «Вы». 

«Я не вожу автомобиль. И когда я пришла учиться на пилота, очень смутно представляла себе, как выглядит, например, автомобильная свечка. Это вообще для меня был темный-темный лес. И мой инструктор чуть ли не капот открывал и показывал… За это огромное ему спасибо!», – рассказывает Оксана.

Девушка признается, что летный инструктор стал одним из главных людей в ее жизни.

«Своего инструктора я называю папой – мой летный папа. Я его безумно люблю. Он военный летчик I класса, бомбардировщик. И он всю жизнь учил военных - здоровенных крепких мужиков, а тут пришла к нему я. Он вообще ни разу в жизни девушек не учил. И когда в первый раз я села в самолет – в один из Аэропрактов - я не достала до педалей. И на следующее занятие мой инструктор принес поролон... который со временем превратился в специальное раскладное кресло».

По словам Оксаны, один из самых ответственных, но в то же время и самых счастливых моментов – первый полет, который ты совершаешь самостоятельно, без инструктора, оставаясь с самолетом один на один. 

«Естественно, курсант готов на 100%, когда он отправляется в свой первый самостоятельный вылет. Но все равно психологически есть осознание того, что тебе никто не поможет. Ты одна в самолете. Или один. И ты все делаешь сам. Максимум, что может сделать инструктор, – подсказать тебе в эфире. И для инструктора этот момент не менее волнительный!» 

Несмотря на успехи в вождении самолета, осваивать автомобиль Оксана пока не собирается.

«Мне кажется, что самолетом управлять проще, чем автомобилем. Наверняка это не так, но за руль машины я сесть пока не готова».

Девушка 

Вместо строгой юбки, белой блузки и шейного платка с эмблемой авиакомпании Оксана выбрала летный комбинезон, красивое слово «авиатрисса» и возможность не просто подниматься в воздух, а самостоятельно управлять этим процессом. 

«Я ни на минуту, ни на секунду не сомневалась в том, что сделала правильный выбор. Больше того, я не жалею о том, что я получила другое первое образование. Но небо – это действительно мое. И строить свои отношения с ним я сразу решила именно как пилот», – говорит Оксана.

Сейчас девушка управляет самолетом наравне с представителями сильного пола. А ведь женщин, решивших, как и Оксана, пойти по стопам легендарной Эмилии Эрхарт, в современном мире не так много. Впрочем, сказать, что их можно пересчитать по пальцам одной руки, тоже нельзя. 

«Как-то так исторически сложилось, что это больше мужская суровая романтическая профессия. Девушки в основном приходят для того, чтобы быть бортпроводниками и украшать собой всю эту авиацию. И некоторое время назад профессия пилота была действительно физически непростой и трудной. Сейчас, конечно, управлять воздушным судном стало проще и легче – так же, как и автомобилем. Раньше было трудно представить себе женщину на грузовике, а сейчас, когда есть гидроусилитель, электрический усилитель руля, то вроде уже и нормально», – говорит председатель региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин.

По словам авиатора, почти в каждом регионе, где есть свой аэроклуб, есть хотя бы одна девушка, способная самостоятельно подняться в небо. Есть женщины-пилоты и в спортивной авиации – от простых любительниц до чемпионок мира. Возможно, со временем их станет еще больше, но от этого мы не перестанем меньше ими восхищаться.

Вместо земли – воздух, вместо стажа – налет часов, вместо планерки – разбор полетов. Но не только этим работа летчика отличается от «земных» профессий.

«У всех, кто летает, работа связана с определенным риском. Как и у подводников – стихия, где они работают, тоже для человека не приспособлена. Понятно, что все проверяется, но все же человек, когда идет работать летчиком, соглашается с этим риском. И поэтому здесь все друг друга поддерживают. Здесь люди действительно переживают друг за друга и всегда друг другу помогают – это не просто дружный коллектив, а настоящая летная семья», – рассказывает Оксана. 

Для кого-то конечная цель – свидетельство пилота-любителя, но для Оксаны это только самое начало. Начало очень длинного и, к сожалению, очень сложного пути. 

«Доходит до абсурда, но сейчас практически некому летать – выполнять коммерческие и линейные рейсы. Это действительно так. Конечно, многие учатся летать просто для того, чтобы обрести новое хобби – так называемые «летчики выходного дня». Но тем людям, которые хотят двигаться дальше, а таких тоже немало, практически невозможно получить коммерческое пилотское свидетельство в данный момент», – поясняет Сергей Балябкин. 

«Пилотов не хватает, но при этом стать пилотом практически невозможно. Вот, например, захотел ты стать бухгалтером – поступил в любой вуз на «Бухучет и аудит», учишься и работаешь. В случае с пилотами такая система, к сожалению, не срабатывает. Этой специальности учат в нескольких вузах, бюджетных мест там практически нет, а конкурс при поступлении бешеный. Коммерческие места есть, но сказать, что учиться на пилота дорого – не сказать ничего. Один год обучения в Университете гражданской авиации в Санкт-Петербурге стоит порядка полутора миллионов рублей. Поэтому приходится идти другим путем», – говорит Оксана.

Путь этот начинается в учебно-методическом авиационном центре и, по словам Оксаны, не заканчивается никогда. 

«Мне кажется, что летное дело, – это то, чему нужно учиться всю жизнь. Здесь невозможно просто получить образование и работать. Тут постоянно узнаешь что-то новое. Постоянно освежаешь знания по аэродинамике, радиообмену, метеорологии, потому что иначе двигаться дальше просто невозможно. Планы-то далеко идущие. Очень», – признается Оксана.

Герой 

Свою судьбу каждый человек выбирает сам, но есть особые люди – те, кто открывает для других новые пути и новые возможности. Один из таких людей – президент Омской региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин. Человек, без которого для многих путь в авиацию был бы закрыт. Без которого некому было бы в Омске устраивать авиашоу. Без которого для десятков людей их детская мечта о небе так и осталась бы только мечтой.

«Сейчас уже второй год у нас существует учебно-методический авиационный центр на территории Омской области, и эта ситуация в общем-то уникальная – в то время, когда сильнейший прессинг в авиации, когда закрывается очень много центров, мы открылись. И мы готовим сейчас пилотов сверхлегких воздушных судов, пилотов легких воздушных судов, пилотов для хобби, частных пилотов, пилотов для базы авиационной охраны лесов. И на этих маленьких самолетах мы выполняем не просто полеты в удовольствие, а реальные авиаработы, такие как, например, обнаружение и тушение лесных пожаров», – рассказывает Сергей Балябкин. 

Сам Сергей – в прошлом бизнесмен, для которого небо и самолет были не больше чем хобби. А задуматься о смене вектора заставил экономический кризис.

«Кто знает, как бы все повернулось, если бы не кризис 2008 года. Хобби было, да. Но только на уровне хобби. О том, чтобы полностью себя этому посвятить, я на тот момент не задумывался. Был самолет, и меня это устраивало. Устраивало то, что он мне дает. Но я попробовал двигаться дальше. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но когда я прошел весь этот путь, я понял, какой он непонятный, запутанный, и во многом запутанный намеренно. И мне не хотелось, чтобы другие люди так же тыкались в темноте, не понимая куда, и наступали на те же самые грабли». 

Так из простого хобби полеты и все, что с ними связано, для Сергея Балябкина переросли в главное дело всей его жизни. И он вместе с командой единомышленников начал прокладывать путь в сверхлегкую авиацию для тех других, кто мечтал о небе, но реализовать эту мечту не мог.

«Одна из тех вещей, которыми я занялся тогда, – начал рассказывать людям, что и как нужно делать, что можно летать официально, правильно, в свое удовольствие и еще приносить пользу при всем при этом. И что можно, в общем-то, на этом зарабатывать деньги. И развивать ту же самую авиацию. И я, естественно, был не один такой. Многие люди на Марьяновке и на ДОСААФе, у которых авиация на тот момент была на уровне хобби, также стали все это делать. Кто-то – мне помогать, кто-то – меня учить, кто-то – меня направлять. Очень большое спасибо бывшим военным летчикам, которые, находясь на пенсии, начали передавать свои знания и свой опыт, становясь преподавателями и инструкторами. Тоже, в общем-то, не за большие деньги».

С тех пор Сергей Балябкин остается верным своей любви к небу, всеми силами помогает развитию авиации и ни капли не жалеет о том, что все в его жизни сложилось именно так.

«Полет – это то, что привлекает, тянет, завораживает и заставляет по-другому посмотреть на мир. Благодаря кризису 2008 года я полностью ушел из бизнеса и полностью посвятил себя этой замечательной деятельности. Приносит ли она мне те доходы, которые были ранее? Конечно, нет. Более того, она еще и потребляет. Но мне это в удовольствие. И мы делаем большое, интересное и полезное для страны, а не только для себя, дело»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Философия героя»
Читать все свежие новости Омска

Как бактерии стали союзниками человека

Сегодня 14:39

111

Ваши персональные итоги года со Сбером

Сегодня 14:14

200

Губернатор Хоценко сообщил о ходе подготовки участников программы «ПРОдвижение ГЕРОЕВ» к дальнейшей работе

Сегодня 13:43

252

Coffee Anytime в Питере!

Coffee Anytime в Питере!

09 декабря 2025 08:00

9276

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

6784

Проведены назначения в руководстве двух омских министерств

Сегодня 12:42

323

Скончался опытный омский управленец в области акушерства и гинекологии

Сегодня 10:51

403

В Омской области установят годовую сумму медобслуживания на человека

Вчера 21:31

1284

Деды Морозы могут представлять риск для юных омичей

Вчера 21:07

1200

Омский «Авангард» не смог догнать «Сибирь» и проиграл

Вчера 20:50

1298

Жителям 22 омских сел присудили подачу качественной питьевой воды

Вчера 20:35

1225

В омской синагоге установили ледяную менору с подсветкой

Вчера 20:01

1302

Ликвидирован бывший совладелец «Омскгоргаза»

Вчера 19:33

1427

Омскую «Ленту» предостерегли из-за жалобы на плесень в пицце

Вчера 19:25

1397

Тарифы на горячую воду в Омске планируют увеличить в 2026 году

Вчера 18:44

1200

В Омской области утвердили МРОТ на 2026 год

Вчера 18:26

1725

Хоценко представил Лаврову предложения по развитию международного транспортного коридора через Иртыш

Вчера 17:13

1459

В Большереченском зоопарке заселили первую в регионе «коммунальную квартиру»

Вчера 16:40

1365

Омский водоканал улучшил систему очистки сточных вод микроорганизмами

Вчера 15:51

1461

Фасад мэрии Омска подсветили новогодними фото советских детсадовцев

Вчера 15:47

1487

В Омском районе отчитались о борьбе с последствиями снегопада

Вчера 15:17

1471

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

12 ноября 2025 11:42

35292

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

64339

Спрос на «умные» датчики растет – оператор Т2 рассказал о востребованности M2M-решений

Вчера 15:03

1467

Николай Воскобойников: забытый пионер нефтедобычи, опередивший эпоху

Вчера 14:10

89

Почти 3 300 человек подали заявки на обучение во втором в Сибири кампусе «Школы 21»

Вчера 13:17

1535

Губернатор Хоценко сообщил, что Омская область стала одной из лучших по научно-технологическому развитию

Вчера 13:12

1531

Президент Путин наградил омскую семью

Вчера 13:01

1752

Частная сеть котельных отсудила компенсацию за отопление омичей

15 декабря 2025 22:06

2628

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

6784

Омское ПП № 8 предостерегли из-за жалобы на автобусный рейс

15 декабря 2025 20:33

2534

Членам омского Союза строителей подготовили новые «меры воздействия»

15 декабря 2025 20:10

2565

Адвокат Мацелевича Хабаров возглавил профрейтинг и назвал основы омской юридической школы

15 декабря 2025 19:07

2655

Губернатор Хоценко провел оргкомитет по мероприятиям «Культурной столицы» в Омске

15 декабря 2025 17:20

2681

Мэр Омска Шелест назвал 10 проектов для реализации в 2026 году – список

15 декабря 2025 17:20

2757

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

32609

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

192011