13:33, 12 октября 2018Блоги
О закупках и отсутствии денег в бюджете
Максим Мягчиев, заместитель председателя общественной организации «Оплот»
В качестве основного объяснения низкого качества жизни граждан Омской области, как правило, приводят отсутствие бюджетных денег. Обычно говорят: несправедливое распределение денег между уровнями бюджета, процессинг и иные явления приводят к тому, что регион «недополучает».
На мой взгляд, объективно имеющее место низкое качество жизни обусловлено не только недофинансированием бюджета, но и нерациональными тратами региональных и муниципальных ведомств, учреждений.
В этом несложно убедиться, если читать информацию о государственных и муниципальных закупках. Несколько примеров по закупкам за октябрь 2018 года.
Казенное учреждение Омской области «Региональный центр по связям с общественностью» проводит торги на услугу «по проведению социологического исследования». Начальная цена - 499 000,00. Методика следующая: 3050 жителей муниципальных районов Омской области, разбивка по половозрастным группам, маршрутный лист опроса предоставляется заказчиком, шаги выборки по многоквартирным домам, прямое интервью, проверка – выборочно по телефону.
Содержания интервью (формуляра анкеты) в конкурсной документации нет. Что уже само по себе может оттолкнуть потенциальных участников закупки.
Самый главный вопрос по закупке – почему учреждение, в число видов деятельности которого входит «проведение на территории Омской области социологических исследований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений», выставляет услуги по проведению социологического опроса на торги? Государство за счет налогоплательщиков создало учреждение для изучения общественного мнения, и это учреждение заказывает данные услуги у сторонних организаций. С чем это может быть связано?
Наверное, еще более странный. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области закупает… «оказание услуг по проведению мониторинга на передвижном посту наблюдений (передвижной лаборатории)».
Начальная цена - 486 558,16. Период выполнения работ по отбору проб воздуха – со дня заключения государственного контракта по 21 декабря 2018 года. Техническое задание содержит любопытной пассаж: «При оказании услуг Исполнитель обязан бережно относиться к используемому оборудованию Государственного заказчика и применять его по назначению, исключительно для оказания услуг Государственному заказчику». Из проекта контракта следует, что исполнитель обязан «… Следить за технической исправностью оборудования. При обнаружении неисправности письменно сообщить Государственному заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня. Далее совместно с Государственным заказчиком принять меры для устранения причин неработоспособности оборудования, с составлением двухстороннего акта в двух идентичных экземплярах по одному для каждой из Сторон. В случае установления поломки оборудования по вине Исполнителя, ремонт оборудования осуществляется за счет Исполнителя, если вина Исполнителя не доказана, то неисправность считается нормальным износом оборудования и ремонт оборудования осуществляет Государственный заказчик за свой счет». То есть по смыслу контракта исполнитель будет использовать лабораторию Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
За выполнение замеров со дня заключения государственного контракта по 21 декабря 2018 года с помощью лаборатории Министерства природных ресурсов и экологии Омской области исполнитель, если цена контракта не снизится, получит 486 558,16.
Открываем положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, читаем: Министерство:
- оценивает уровень загрязнения атмосферного воздуха Омской области и отдельных ее населенных пунктов вредными (загрязняющими) веществами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе посредством постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха;
- участвует в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха на территории Омской области.
Вопросов по этому лоту – несколько. Почему полномочия по работе передвижной лаборатории передаются на «аутсорсинг», для чего тогда нужен штат Министерства? Если штатное расписание, положение не подразумевают функционирование передвижных лабораторий, для чего тогда Министерству нужна передвижная лаборатория и тем более – услуги по работе на ней сторонней фирмы? Для чего бюджету это оплачивать? Очевидно, что деньги здесь откровенно зарывают в землю. И немалые деньги – почти полмиллиона за пару месяцев работы на государственном оборудовании.
Министерство образования Омской области, оказывается, закупает услуги… по организации олимпиад и конкурсов! На полном серьезе.
Кто не в курсе, в приснопамятные советские годы организация олимпиад и конкурсов была одной из главных непосредственных обязанностей органов управления образованием. То же самое наблюдалось и в 90-е, в начале 2000-х. А теперь эту прямую обязанность государственного органа передают на аутсорсинг. Возникает закономерный вопрос: а для чего тогда нужен сам этот орган?
Закупка – «оказание услуги по организации и проведению региональной студенческой олимпиады «Инженерный анализ»». Начальная цена - 50 000,00. Сумма вроде небольшая, но, если чуть копнуть в контракты Министерства образования, окажется, что таких контрактов – целая серия только за последнее время.
Из положения о Министерстве образования - Министерство:
- осуществляет информационное и научно-методическое обеспечение деятельности государственных организаций Омской области, осуществляющих образовательную деятельность;
- проводит праздничные мероприятия с обучающимися и работниками системы образования Омской области, конкурсы, фестивали, научно-технические конференции, симпозиумы, совещания, олимпиады, семинары по вопросам развития системы образования.
Можно возразить, что приведенные примеры – это небольшие суммы, они не могут повлиять на общую картину.
Подчеркну: не искал их специально, смотрел только список закупок за октябрь, сверху.
И, как известно, курочка по зернышку клюет. Организация олимпиад на аутсорсинг – это на фоне сельских школ, в которых оконные рамы закрывают полиэтиленом.
И услуги по соцопросам и «мониторингу окружающей среды» на аутсорсинг – почти 500 000 каждый лот – на фоне тех же сельских школ, к примеру. Да что сельских, в Омске многие школы выглядят внутри и снаружи как конюшни.
Радикальное перераспределение бюджетных потоков между регионами – крайне маловероятно. Это почти невозможно в рамках нынешней политической модели. Максимум, что мы увидим – выделение денег на конкретные цели, вроде тех, что обозначены в последних «Майских указах». Но само свойство этих «Майских указов» таково, что ими подразумевается, что в России нет школ, в которых окна затянуты полиэтиленом.
Привести в относительно нормативное состояние школы, больницы и т.п. регионы должны были «еще вчера». И регионы должны были это сделать собственными ресурсами.
Убежден в том, что, если нынешнее региональное руководство хочет за текущий политический цикл реализовать качественные изменения в регионе, начинать им нужно именно с рационализации трат.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!