«СуперОмск» раскрыл новые скандальные эпизоды сомнительной бизнес-деятельности омского вице-губернатора.
Как ранее сообщал «СуперОмск», 23 мая 2013 года на основании исполнительных документов, выданных Кировским районным судом города Омска, в Управлении ФССП России по Омской области были возбуждены три исполнительных производства в отношении Владимира Компанейщикова. Общая сумма взыскания по ним составляла 145 миллионов рублей. Уже через месяц, 24 июня 2013 года все исполнительные производства были окончены в связи с отзывом документов взыскателем – Сбербанком РФ.
Любопытно, что спустя короткое время после того как Сбербанк «простил» Компанейщикову 145 миллионов рублей, его назначают главой аппарата губернатора, в связи с чем были выдвинуты версии о наличии в деятельности зампреда облправительства конфликта интересов. Опрошенные «СуперОмском» эксперты предположили, что «Компанейщиков оказался на финансовом крючке у Германа Грефа и теперь вынужден отрабатывать «банкирскую щедрость», пробивая структурам Сбербанка преференции». Как оказалось, эта версия недалека от истины и фамилия Греф всплыла в экспертных рассуждениях совсем не случайно.
Сам Компанейщиков не смог внятно ответить на прямой вопрос об обстоятельствах погашения своего многомиллионного долга перед Сбербанком.
А управляющий Омским отделением Сбербанка Игорь Меркулов отказался по запросу «СуперОмска» предоставить какую-либо информацию, сославшись на требования Гражданского кодекса и закона «О банках и банковской деятельности». При этом в своем ответе Меркулов не стал отрицать сам факт имевшейся задолженности.
В ходе журналистского расследования, проведенного корреспондентами «СуперОмска», выяснились крайне любопытные факты, которые, могут пролить свет на происхождение многомиллионных долгов Компанейщикова, а главное - дать ответ на вопрос, почему Сбербанк «простил» своему бывшему сотруднику 145 миллионов.
Напомним, что в 2010-2011 годах Компанейщиков выступил солидарным ответчиком по трем искам Сбербанка России, который взыскивал с ряда юридических и физических лиц долги по кредитным договорам. Кировский районный суд удовлетворил требования Сбербанка, в чем любой желающий может удостовериться в базе решений судов по номерам дел 2-903/2010, 2-3408/2011 и 2-899/2010.
Компании-заёмщики, которые непосредственно брали кредит, ООО «Полюс» и ООО «Сырьеснаб» в то время принадлежали Компанейщикову – первая на 100 процентов, а вторая на 76 процентов. Однако, после решения судов о взыскании долга эти фирмы дружно, в один и тот же день – 3 октября 2011 года подали документы на самобанкротство. Очевидно, что это решение не могло быть принято без участия Компанейщикова, который был не только владельцем бизнеса, но и генеральным директором обеих ООО.
В отношении «Сырьеснаба» конкурсное производство началось 3 ноября 2011 года (дело № А46-12449/2011), а 18 января 2013 года ООО было ликвидировано. Согласно материалам дела, требования Сбербанка составляли более 49 млн рублей, однако за счет продажи имущества должника – недвижимости и оборудования для хлебопекарного производства – банку досталось лишь 7,3 млн.
В свою очередь, «Полюс» был признан банкротом 7 ноября 2011 года (дело № А46-12448/2011). На торги было выставлено несколько объектов незавершенного строительства, в том числе производственный корпус, проходная и гараж. Все это имущество выкупил омский предприниматель Михаил Курцаев по цене чуть менее 19 млн рублей. Сбербанку из них досталось 18,6 млн рублей, тогда как требования кредитора, включенные в реестр, составили 135,3 млн рублей.
К моменту возбуждения исполнительного производства в отношении Компанейщикова (24 мая 2013 года) он успел ликвидировать свой бизнес. Соответственно, отметается версия о том, что Сбербанк отозвал документы, поскольку фирмы-заёмщики выплатили долги, освободив тем самым Компанейщикова от обязательств. Остаётся дилемма: либо банк попросту списал долги с будущего вице-губернатора, либо он все же рассчитался с кредитами лично. В таком случае, где Компанейщиков смог найти деньги, не являясь олигархом? По данным официальной декларации о доходах на сайте облправительства, за 2013 год Компанейщиков заработал 4,42 млн рублей, в собственности у него с супругой скромные по площади квартира и жилой дом с земельным участком, а также не слишком дорогие транспортные средства. В общем, ничего, что бы свидетельствовало о роскошном образе жизни.
Возникает резонный вопрос: а собирался ли Компанейщиков вообще возвращать долги Сбербанку, и не являлась ли вся его, так называемая, предпринимательская деятельность лишь аферой с целью хищения банковских средств?
Правоохранительным органам, если они рано или поздно решатся расследовать дела Компанейщикова, еще предстоит выяснить был ли причастен к теневой кредитной схеме Евгений Греф (старший брат главы Сбербанка Германа Грефа). Напомним, что Греф-старший был покровителем и бизнес-партнером Владимира Компанейщикова. Оба компаньона выступали соучредителями фирмы «Развитие региональных программ». От имени этого юридического лица Компанейщиков незаконно (что признано судом) поменял руководство ООО «Сэтл Сити Омск», со счетов которого затем при странных обстоятельствах в Сбербанк были перечислены 30 млн рублей в пользу третьей стороны.
Через полгода после самобанкротства своего бизнеса, в мае 2012 года Компанейщиков назначается директором проектов департамента ПСС 2.0 Сбербанка России. Видано ли это, чтобы крупнейший должник банка занимал в нем не самую последнюю должность? Еще через год Компанейщиков входит в состав совета директоров «Омскнефтехимпроекта», который на тот момент возглавляется Евгением Грефом.
В любом случае очередные сомнительные подробности из трудовой биографии главы аппарата губернатора Омской области могут и должны заинтересовать следственные органы.