17:32, 02 марта 2016Собственное расследование14947
Собственное расследование. В Омской области тоннами «хранятся» ядовитые отходы, вызывающие мутации у детей?
Омские СМИ всколыхнула информация о «потере» ядовитых отходов из Нижнего Новгорода, которые «исчезли» по пути в город. «СуперОмск» провел собственное расследование и выяснил, что на территории Омской области могут храниться залежи отравляющих продуктов.
Напомним, в конце 2015 года эксперты министерства природных ресурсов и экологии Омской области обратились в правоохранительные органы с компроматом на предпринимателя, чья компания взялась утилизировать ядовитые отходы из Нижнего Новгорода в Омске.
«В министерстве также имеются официальные документы министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, подтверждающие отгрузку этих отходов представителям ООО «Мерк», обращение одного из учредителей ООО «Мерк» о незаконной предпринимательской деятельности Д. Н. Золотарева (директора ООО «Мерк» - ред.) с конкретными фактами и ссылками на финансовые документы», - говорится в сообщении.
Реакция министерства стала следствием проверки данной компании из-за общественного резонанса по завозу отходов. В процессе разбирательств даже выяснилось, что волнующие омичей химикаты исчезли по пути в Омск. Заказчик и исполнитель указывают друг на друга, говоря о месте нахождения отходов.
Груз - более чем опасный, и его свободное нахождение где-либо вредно для окружающей среды и собственно окружающих людей. Речь идет об отходах, содержащих в себе опасные вещества в виде полихлорированных бифенилов. По идее, в этой истории есть два потенциальных виновника «торжества» - заказчик и исполнитель. Директор «Мерка» Дмитрий Золотарев утверждает, что опасные отходы на территорию предприятия не поступали. В свою очередь директор Нижегородской компании ООО «ЭкоХимМаш» Клим Матюков заверил, что никакого временного хранения отходов не осуществлял, а груз увезен автомобилем компании «Мерк».
Внимание омичей сконцентрировано на Дмитрии Золотареве, ведь его компания по переработке зарегистрирована в Омске, и отходы рано или поздно должны были прибыть в наш регион. А что с ними произошло – разбирался «СуперОмск».
Компаний, у которых есть лицензия по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в нашей стране менее десяти. Для тендерной истории в этой сфере наш омский «Мерк» более чем успешен. Но «попавшись» один раз на «товаре» из Нижнего Новгорода, организация привлекает к себе внимание и провоцирует на новые вопросы – а где раньше подобные отходы утилизировались?
С чего все начиналось
Сегодня все внимание прессы уделено Дмитрию Золотареву, но ООО «Мерк», где он сейчас занимает место полноправного правителя, создавался не им одним. Ранее с ним начал вести дело компаньон, партнер и совладелец «Мерка» Александр Поморов.
До создания ООО Поморов уже был зарегистрирован как ИП – занимался оптовой и розничной торговлей. У Золотарева же была идея открыть компанию по демеркуризации ртутьсодержащих продуктов. В 2001 году последний пришел к Александру Поморову и, как говорится, партнеры ударили по рукам. Поморов вкладывает деньги, фирма оформляется на двоих, бюджет формируется из расчета 50/50, Золотарев занимает должность директора – так появляется ООО «Мерк».
Прибыли было немного, сдавать лампочки на утилизацию российский народ пока не привык. Александр Поморов вел другой бизнес, а Дмитрий Золотарев искал «лазейку» заработать в сфере переработки и утилизации.
В 2009 году Золотарев пришел к Поморову и сообщил, что решил взяться за переработку конденсаторов. По словам Золотарева, вспоминает Поморов, дело было ерундовое – просто слить конденсат и сдать емкости на металлолом. Владельцами компании было решено, что металлоприемщики одного из знакомых Александра Поморова прорежут отверстия и сольют. Но буквально через пару часов Александру Поморову позвонили с тревожным известием – рабочие отравились неизвестными испарениями, и скорая помощь их госпитализировала прямо с места. Поморов распорядился не трогать объекты во избежание новых последствий.
После этой истории Дмитрий Золотарев с новыми идеями затих, и фирма продолжила работать с лампочками. В одно время Александр Поморов начал замечать, что у его компаньона дела пошли в гору – новая машина, вторая машина, покупка квартиры. Золотарев объяснял это тем, что его супруга работает в банке начальником кредитного отдела и ее зарплата позволяет приобретать недвижимость.
Как было на самом деле
В 2012 году Александру Поморову позвонили из Москвы и сообщили более чем неожиданную информацию. Оказывается, с 2009 года компания «Мерк» стала выходить на тендеры по переработке конденсаторов и выигрывать их. «В гости» к Поморову с вопросами приехали настоящие переработчики.
В ходе выяснений, рассказал «СуперОмску» Александр Поморов, обнаружилось, что Дмитрий Золотарев неизвестным способом якобы добавил к существующей лицензии три пункта, разрешающих переработку конденсаторов с пентохлордифенилом, трихлордифенилом и трансформаторов с пентохлордифенилом.
Справка:
Полихлорированные дифенилы обладают высокой степенью токсичности. Доказано многогранное повреждающее действие этих веществ на ряд органов и систем вместе со способностью к длительному накоплению в жировой ткани. Опасность ПХБ для здоровья человека заключается прежде всего в том, что они являются мощными факторами подавления иммунитета («химический» СПИД). Кроме того, поступление ПХБ в организм провоцирует развитие рака, поражений печени, почек, нервной системы, кожи (нейродермиты, экземы, сыпи). Попадая в организм плода и ребенка, ПХБ способствуют развитию врожденного уродства и детской патологии (отставание в развитии, снижение иммунитета, поражение кроветворения). Однако самое опасное влияние ПХБ на человека заключается в их мутагенном действии, что негативно сказывается на здоровье последующих поколений людей.
Для осуществления этой деятельности у ООО «Мерк» не было ни соответствующего дорогостоящего оборудования, ни необходимых площадей, говорит Поморов. К слову, лицензия является бессрочной.
После появления этой «левой» лицензии Дмитрий Золотарев стал выходить на тендеры. Причем максимально успешно, не оставляя настоящим переработчикам ни малейшего шанса эти тендеры выиграть. В итоге переработчики задались логичным вопросом: почему в Сибири может быть настолько дешевая переработка, что «Мерк» берет за нее символическую плату? Начали разбираться – а у нас ничего нет.
Например, стоит тендер 9 миллионов, «Мерк» два миллиона сбрасывает, тендер выигрывает, деньги забирает. По словам наших инсайдеров, Золотарев затем мог переводить и обналичивать эти деньги через серые фирмы. А дальше – недвижимость, машины, красивая жизнь.
Эта ситуация привела в итоге к тому, что партнеры разошлись. Золотарев оперативно выписал Поморова из состава учредителей компании и перекрыл доступ ему к документации.
Яды в атмосфере, грунте и организме жителей Омской области
По описанию бывшего партнера Дмитрий Золотарев очень деятельный, образование у него школьное. По другим слухам, Золотарев – бывший член ОПГ с «погонялом» Кипиш.
За эти несколько лет, что зафиксировано в документах, которые он не успел спрятать, минимум три раза он привозил огромное количество отходов в Омскую область. В целом навскидку Дмитрий Золотарев якобы утилизировал более 200 тонн. Навара предприниматель мог получить около 150-200 миллионов. Вопрос – куда он этот груз утилизировал? В шахты, в лес, в болота нашего региона? Сброшенные отходы со временем разлагаются, уходят в землю, а дальше – в грунтовые воды, а те – в Омь, Иртыш.
Учитывая, что перерабатывать негде, Дмитрий Золотарев тем не менее не стеснялся предоставлять своим заказчикам акты сделанных работ.
К вопросу об оборудовании ООО «Мерк» нужно вернуться еще раз и посмотреть более тщательно. По словам Александра Поморова, установка по демеркуризации ртутьсодержащих продуктов была закуплена на заре совместной деятельности в 2001 году. За 15 лет, естественно, она максимально износилась и требует обновления. Поморов успел проверить, что в последние годы ООО «Мерк» не закупало нового оборудования и не ремонтировало старое. Если приходит соответствующая проверка, «Мерк», говорит Поморов, наводит марафет установки, доводит ее до блеска, начинает нагревать, и проверяющие якобы удовлетворяются увиденным.
Но как же проводится утилизация даже неядовитых отходов вроде конденсаторов? По инсайдерской информации, в цехе «Мерка» работает всего пара рабочих, которые якобы вручную разбивают те же самые лампочки, колют и вывозят стекло на свалку. Вот и вся безопасность.
К слову, не только омичи могут пострадать от вредительства предпринимателя. По инсайдерским данным, он мог вывозить отходы не только в нашу область, но и в Ханты-Мансийск. Играть тихо Золотарев не собирается и сейчас хочет получить землю в Омской области под полигон. А по другим данным, он также рвется в Агентство развития и инвестиций Омской области, возглавляемое Вячеславом Федюниным.
Работает Дмитрий Золотарев, конечно, не один. У него есть заместитель директора Борис Усенко. К слову, администратором группы в «ВКонтакте», посвященной деятельности «Мерк», является Тарас Усенко 1992 года рождения.
Борис Васильевич Усенко с основной, казалось бы, работой на должности замдиректора «Мерка» параллельно тоже пытался построить бизнес в паре со своей супругой Валентиной. Чета основала свою компанию под названием ООО «НУКЛИД». Регистрирующий орган: ИФНС России № 4 по г. Краснодару. Регистрация в ПФ, ФСС, ФОМС: Омск, Омская область. На данный момент «НУКЛИД» возглавляет некая Черушникова Татьяна Николаевна, которая одновременно управляет еще 22 компаниями и является совладельцем 12 фирм, в том числе компаний по грузоперевозкам.
Еще один бизнес господина Усенко – ООО «БАГ-ЭКО». Отраслевая принадлежность по ОКВЭД поистине многогранна, в том числе: удаление и обработка твердых отходов, производство ядерных материалов, строительство зданий и сооружений, организация перевозок грузов, хранение и складирование прочих грузов. Однако 4 декабря 2015 года после скандала с компанией, где Борис Усенко трудится по сей день замдиректором, «БАГ-ЭКО» был объявлен исключенным из ЕГРЮЛ.
Также на фирму трудится бухгалтер Елена Шабалина. Дама дает экспертные комментарии прессе.
«Наша компания имеет лицензию на сбор, использование, транспортировку ртутьсодержащих отходов. Помимо этого мы – единственное в городе предприятие, которое проводит работы по демеркуризации загрязненных ртутью помещений и территорий. Основные наши клиенты – юридические лица и частные предприниматели. А утилизация ламп от населения – это общегородская проблема, которая в настоящее время, по-моему, только обсуждается. А ведь не только лампы содержат ртуть, но еще градусники и другие медицинские приборы», - рекламировала Шабалина «Мерк» на сайте top55.info.
Дубль два
Еще одна интересная строка в биографии нашего героя и его детища. В 2007 году он стал директором другого ООО под названием «Природоохранное предприятие «Мерк». Фирма взяла на себя те же обязательства, что и предыдущий «Мерк». Правда, у нового есть «родители» сверху. Головной компанией «Природоохранного предприятия «Мерк» является московское акционерное общество «СТК- Сервис», у которого есть свои «отцы».
У «Природоохранного предприятия «Мерк» на данный момент четыре учредителя: сам Дмитрий Золотарев, «СТК-Сервис» и еще две фамилии. Первая из них – Алексей Волошин (человек с богатой биографией различных бизнесов).
На данный момент предприниматель является директором ООО «Лайн-Дженерал», имеющим задолженность по уплате налогов, и ООО «Ваш мастер», в отношении которого заведено исполнительное производство (сумма выплаты: 157 460,08 руб. Исполнительный лист от 2015-10-22 № ФС 005331285). Плюс еще две компании у Волошина в частичном владении, включая новый «Мерк».
Вторая фамилия менее интересная – Иван Ханча. Одно предприятие – совладелец («Мерк»), одно – бывший директор (ООО «ТД «Фортуна»), одно – бывший ИП (признан банкротом, ЕГРИП, 25.03.2014).
Кстати, после «заварушки» с отходами из Нижнего Новгорода «Природоохранное предприятие «Мерк» оперативно вошло в Реестр недобросовестных поставщиков. Причина – уклонение победителя от заключения договора. Дата включения сведений в реестр: 12.02.2016. Не исключено, что хозяева просто побоялись брать на себя новую ответственность, когда общественный взгляд может их уличить заново – и уже не так мягко, как это было минувшей осенью.
Резюме от «СуперОмска»
На данный момент нами подготовлены запросы в следующие инстанции: министерство природных ресурсов и экологии Омской области, прокуратура Омской области, Омская межрайонная природоохранная прокуратура, Агентство развития и инвестиций Омской области, Следственное управление Следственного комитета Российской федерации по Омской области.
«СуперОмск» следит за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Собственные расследования»Читать все последние новости Омска
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!