Криптовалюты

Доллар - 93,29

Евро - 99,56

Тенге - 0,20

Интервью4079

Митрополит Омский и Тарский Феодосий

Митрополит Омский и Тарский Феодосий

«Церковь не должна подменять собой светские институты власти. Должна быть симфония властей – это православный идеал, когда светская и церковная власть находятся в состоянии гармонии и сотрудничества».

Миссионерство, проповедь, просвещение. Так можно определить смысл прошедшего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Итоговые документы Собора, определяющие внутреннюю и внешнюю деятельность Русской Православной Церкви насчитывают 50 пунктов. Такое обилие директивных указаний не случайно: сегодня в Русской Православной Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных епископов, 30 675 приходов, 29 324 священника, 3 850 диаконов. Действуют 805 монастырей, 398 мужских и 407 женских, и миллионы (75% населения России в 2010 году заявили, что считают себя православными) весьма разнородной по своей природе паствы. В этой связи без всякого риска можно утверждать, что РПЦ после проблем выживания в «красном» двадцатом веке сегодня сталкивается с проблемами развития. И это радует. Церковь начинает занимать в обществе присущее ей высокое место. Если религия не может и не должна становиться официальной идеологией, то любая идеология для России так или иначе основывается на доктринах Христианства, даже когда пытается ему оппонировать. Бороться с церковью и строить идеологию безбожия можно только при наличии Бога и Церкви. Сегодня РПЦ – это развивающийся социальный институт, который активно ищет новые формы взаимодействия с властью и обществом. «К сожалению, нередко настоятели не очень хорошо понимают, что от них требуется, в чем заключается конкретно социальная, молодежная и педагогическая работа, зачем необходимо назначение отдельных специалистов, причем оплачиваемых. Соответствующим Синодальным учреждениям поручено разработать подробные методические указания и должностные инструкции, в которых ясно будет обозначено, что и как следует делать в перечисленных областях», – заявил на Архиерейском Соборе Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

По мнению первоиерарха РПЦ, миссионерская работа сегодня требует оперативных решений не только в богословии, но в церковной архитектуре. Как считает Патриарх, следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а «созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства». И тяга Его Святейшества к малобюджетному строительству легко объяснима: сегодня в России на один храм приходится в среднем 11 600 активных и потенциальных прихожан... Согласно такой статистике, прозелитам места в храме может просто физически не хватить. О том, что еще было предметом дискуссии на Архиерейском соборе нашей редакции рассказал Митрополит Омский и Тарский Феодосий.

Вопрос: Владыко, Архиерейский Собор – высший орган управления Русской Православной Церковью. Собор – значит решения на нем принимаются коллегиально. И круг этих вопросов, требующих решения, необычайно широк. Что Вы могли бы назвать в числе главных? И какие из них обсуждались наиболее бурно?

Это Поместный собор, на который собрались все иерархи Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви во главе с блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и Всея Украины, с главой Православной церкви в республике Молдова Владимиром, митрополитом Кишиневским и Всея Молдовы, главы Латышской и Белорусской Православных церквей, словом, это было собрание всех архиереев постсоветского пространства. На соборе присутствовали более двухсот представителей высшего духовенства. На вопрос, чему был посвящен собор, проще ответить вопросом, чему он был не посвящен. Кроме сугубо догматических тем предметом для обсуждения стал, например, вопрос о клевете на церковь, о богохульстве, которые себе позволяют некоторые средства массой информации. Такая проблема возникла, и церковь обязана дать этому достойную отповедь – в виде проповеди, нравоучения, разъяснения. Оружие Церкви – духовная сила, одолевающая своих недоброжелателей любовью Христовой. Христианская, евангельская любовь – это то единственное, с чем мы можем обратиться к тем, кто заблуждается. И этой просветительской, миссионерской работе решено уделять большее внимание в епархиях, а с этой целью Архиерейские соборы теперь будут проводиться с периодичностью раз в два года. Работа предстоит большая.

Вопрос: Главная тема, которую муссируют охочие до «жареного», но не любящие скрупулезного изучения документов журналисты, – это вопрос о том, что, согласно решениям Собора, теперь священству можно избираться в законодательные органы власти всех уровней. Кое-кто из наших коллег, особенно в «либеральных» СМИ, отчаявшись искать сенсацию, ее тут же придумал и завопил о «клерикализации» власти в России? Что так возбудило легких на голову свободолюбцев?

Действительно, был рассмотрен вопрос о положении православной церкви в Украине и о разрешении священству, служащему на этой канонической территории, принимать участие в работе выборных органов власти. Это обусловлено необходимостью и является следствием раскола, устроенного самозваным патриархом Филаретом, а точнее мирянином Денисенко, решившим сделать пастырское служение инструментом для политических игр.

(Филарет – бывший митрополит Киевский и Всея Украины, ныне самозваный «патриарх Киевский и всея Украины» раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. 11 июня 1992 года Архиерейским собором извергнут из сана, лишен всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

После отделения от Московского Патриархата и создания в 1992 году раскольнической организации «Украинская Православная церковь – Киевский Патриархат» (УПЦ-КП) стал заместителем патриарха Мстислава, после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового патриарха Владимира, скончавшегося в 1995 году.

С 25 октября 1995 года – патриарх «Украинской Православной Церкви – Киевский Патриархат».

19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви отлучен от Церкви через анафематствование).

И здесь вопрос не богословский, это чистая политика. Это тело Украинской церкви, которое, к сожалению, больно. И поэтому разрешения некоторым священнослужителям в Украине идти в представительные органы власти обусловлено тем, что последователи Филарета активно используют статус законодателей для борьбы с РПЦ. Но это разрешение на участие в работе в законодательной ветви власти – исключительное, по каждому такому вопросу будет специальное решение Священного синода. Церковь не должна подменять собой светские институты власти. Должна быть симфония властей – это православный идеал. Светская и церковная власть находятся в состоянии гармонии и сотрудничества. Это аналогия с природой Спасителя, в котором Божественное и человеческое «нераздельны и неслиянны». Эта доктрина взаимоотношения властей Константина Великого не менялась с третьего века нашей эры. Об этом очень точно сказал Константинопольский император Ионанн I Цимисхий: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней – заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности».

Вопрос: Не только раскольники Филарета в Украине , но и многочисленные сектанты в России пытаются проникнуть во власть. Только последователей Секу Асахары и его «Аум Сен реке» было в России пятьдесят тысяч (и среди них очень влиятельные люди), другие просто не смогли бы организовать этому гуру ежедневный радиоэфир на всю страну, а «Живая этика» Рерихов в 90-е преподавалась в школах с благосклонного согласия чиновников на самом верху, возможно, сегодняшнее медийное богохульство – следствие этого влияния? А православное священство ввиду канонического запрета в светскую власть не идет?

К сожалению, были примеры, когда священники становились депутатами. Вспомните перестройку и съезды народных избранников в эти годы. Итог: делегированные народом в светскую власть священники стали конъюнктурными политиками и лишились своих санов. Кто помнит это время – тот прекрасно понимает, о ком я говорю. У священства свои задачи – духовное строительство, а это не менее трудно и не менее почетно, чем строительство государственное. Впрочем, одного без другого просто не бывает.

Напомним, церковные Соборы делятся на Вселенские, Поместные и Архиерейские.

Вселенский собор – собрание епископов всех (или большинства) поместных церквей для решения важнейших вероучительных, административных и дисциплинарных вопросов. Вероучительные постановления Вселенского Собора в православии и католичестве обладают высшим богословским авторитетом и понимаются как догматы. Подготовившие и сформулировавшие их богословы именуются отцами Церкви. РПЦ признает семь Вселенских Соборов: 1 – Никейский, 2 – Константинопольский, 3 – Эфесский, 4 и 5 – Халкидонский, 6 – Константинопольский, 7 – Никейский.

Поместный собор – съезд служителей автокефальной христианской церкви для вопросов вероучения, обрядности, церковного управления.

Архиерейский собор – поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Высший орган иерархического управления Русской Церкви, а также орган высшего управления в Украинской Православной Церкви.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска и Омской области за сегодня

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!