Криптовалюты

Доллар - 102,34

Евро - 106,54

Тенге - 0,19

Интервью15800

Вячеслав Двораковский, мэр города Омска

Вячеслав Двораковский, мэр города Омска

Александр Румянцев

Двораковский как он есть: о власти, команде, «Мостовике» и своем наследии

Вячеслав Викторович Двораковский - нетипичный для России мэр. Он пришел в горадминистрацию уже очень богатым и полностью состоявшимся человеком. Пообщавшись, понимаешь, что главный инженер Омска - это умный и гордый человек, который не любит строить работу на эмоциях (в том числе и страхе), а строит ее на трезвом расчете. Точно так же он внимательно и осторожно просчитывает свои слова.

За полтора года работы фигура мэра обросла штампами, критикой, привязками к сомнительным историям. «СуперОмск» попытался пробить эту коросту. Мы попросили мэра рассказать о себе, чтобы лучше понять его личность и ситуацию, в которой он сейчас находится.  

Нам было интересно показать только точку зрения мэра, его оценку собственного труда. Поэтому разговор был посвящен не злободневным городским темам, а общим тенденциям, влияющим на действия Вячеслава Двораковского. 

 

О взаимоотношениях с правительством Омской области


- Вы пришли в горадминистрацию уже полностью реализовавшись в жизни. Навряд ли кресло мэра можно рассматривать как ваш рост или новую планку. В таком случае, Вячеслав Викторович, почему вы пошли на эту должность?

Вячеслав Двораковский. Я уже объяснял.

- Возможно, ваше объяснение не всех удовлетворило. Такой вопрос мне посоветовали задать вам сотрудники городской администрации. Всем интересно понять ваши истинные мотивы.

Вячеслав Двораковский. Я, правда, затрудняюсь вспомнить, в который раз буду это повторять.

Когда я избирался председателем городского совета, между областью и городом была без малого 15-летняя война. Предположил, что если продолжится эта война, то горсовет работать не будет, он будет вынужден просто занимать чью-то сторону. А основная задача местного самоуправления – реагировать на запросы населения. В случае военных действий это вариант исключается. Я подумал, что если пойду [в мэры], то войны не будет.

- Вы чувствуете, что добиваетесь тех результатов, ради которых пошли на это место?

Вячеслав Двораковский. Да.

- Городская и областная администрация - это две огромные структуры. Война велась 15 лет, и с приходом двух новых руководителей она не может просто резко прекратиться. Как вы считаете, инерция войны еще осталась?

Вячеслав Двораковский. Осталась. Она сидит в мозгах еще у многих людей. Есть термин: реабилитация. Человеку, пришедшему с войны, нужно реабилитироваться привыкнуть к мирным условиям. Сегодня у нас в обществе идет реабилитация.

- Я приведу ряд примеров: в 2013 году была завалена программа капремонта, по мнению Михайлова, это произошло из-за того, что он не нашел общего языка с региональным минстроем; область забрала у городского бюджета 550 млн и не собирается их возвращать; ситуация с транспортом – вместо 200 млн на компенсации вам дали 150. Вы не считаете, что это свидетельство не ослабления, а нарастания войны?

Вячеслав Двораковский. Реабилитация идет очень тяжело. Здесь важно, чтобы интересы субъекта учитывали интересы муниципального образования в равной мере. Нет бюджета областного, нет бюджета городского, при решении знаковых для территории проблем. Как в городе, так и в области нужно решать проблемы транспорта, капремонта домов и другие. Мы как власть ставим перед собой задачу ­ преодолеть межведомственные противоречия. 

 

О команде и работе с Горсоветом


- Вы пришли в мэрию без «своей команды». И ранее говорили, что набирали подчиненных исключительно по профессиональным качествам. Сейчас эти профессионалы являются сплоченным коллективом?

Вячеслав Двораковский. Это вы оценивайте.

- Нет, я вашу оценку хочу услышать.

Вячеслав Двораковский. У нас работоспособный коллектив. Вы тоже в силу молодости торопитесь, ведь полтора года это не такой большой срок. Претензий со стороны сплоченности у меня к команде нет.

- Почему вы никогда не ругаете подчиненных на публике, а, наоборот, всегда их защищаете?

Вячеслав Двораковский. Кто я такой, если не буду защищать своих работников? У нас что 16 век? Иван Грозный? Боярина на Красную площадь, медведя выпустил, медведь его порвал – все, нормальная жизнь, бояре больше не унижают крестьян, все удовлетворены! Вы к такому варианту клоните? Это чушь собачья, извините меня за резкость!

По поступкам человека судить нельзя - нужно судить по мотивам.

Психологи и управленцы говорят, если человеку нужно высказать критику и указать на его ошибки, это делается один на один. Прежде чем вынести вердикт, нужно обязательно выслушать человека, как он отреагировал на твои претензии - это психологический тест, который не проведет ни один психолог. По поступкам человека судить нельзя - нужно судить по мотивам. И когда он в разговоре один на один реагирует на замечание и объясняет, ты начинаешь понимать, каковы мотивы. Когда ты корректируешь эти мотивы, ты понимаешь, как с этим человеком работать дальше и получать от него большую отдачу.

- Что вы ответите на лозунг «Тиля в отставку!»?

Вячеслав Двораковский. Я защищал и буду защищать Тиля до тех пор, пока это обоснованно. Если Тиль будет допускать какие-то ошибки, я вам рассказал про способ влияния на эти ошибки. Никакой публичной критики не будет.

- При каких условиях вы можете уволить подчиненного?

Вячеслав Двораковский. Хамство, вранье, воровство и непрофессионализм.

- А ситуация с Любовью Бриневой к чему относится?

Вячеслав Двораковский. Непрофессионализм.

- Совсем недавно вы пытались ввести должность второго первого зама. Горсовет не поддержал инициативу, поэтому «хозяйственнику» Турко пришлось уйти из мэрии, чтобы освободить место Александру Поповцеву, который будет заниматься налогами и экономической политикой. Почему вы не стали настаивать и забрали из горсовета свое предложение об изменении структуры мэрии?

Вячеслав Двораковский. Потому что горсовет не намерен был поддерживать эту структуру. Предполагаю, Городской совет в этой ситуации поступил несамостоятельно.

- Несамостоятельно? Кто на них повлиял?

Вячеслав Двораковский. Не скажу.

- Администрация области?

Вячеслав Двораковский. Есть разные силы влияния. Я же вам сказал, что пошел на должность мэра, чтобы войны не было. Во всяком случае, я не буду являться причиной войны.

- Со стороны кажется, что горсовет все чаще не поддерживает инициативы мэра, который когда-то был в парламенте «своим человеком». А ведь раньше одно только ваше слово могло склонить депутатов к принятию определенного решения. Как, на ваш взгляд, сейчас идет построение крепких партнерских отношений и диалог между мэрией и горсоветом - в «плюс» или в «минус»?

Вячеслав Двораковский. Я думаю, что сегодня тенденция есть к плюсу. Вот лишь один пример: совместная работа над бюджетом.

Безусловно, есть сложности. Пришел новый аппарат, на который свалилось бремя решения многочисленных городских проблем. Оно усугубилось исключительно сложным бюджетом, буквально бюджетом чрезвычайной ситуации. Работая с нашими структурными подразделениями, депутаты действительно находят нередко противоречивые оценки по тем или иным вопросам. И это толкуется как снижение авторитета администрации? Мы признаем, что не всегда наша позиция четко излагается. Депутаты не могут и не должны детально знать все отрасли городского хозяйства. Мною сегодня сформулированы жесткие требования к сотрудникам администрации своевременно представлять в горсовет информацию выверенную, в достаточном для принятия решения объеме. Признаю, есть определенная напряженность во взаимоотношениях, но наличие другого мнения - это нормально.

 

О стиле управления и мотивации


- Сколько времени в неделю вы работаете?

Вячеслав Двораковский. В неделю семь дней, в день 13-14 часов. Я выезжаю из дома в 7-10 7-15, из здания мэрии выхожу чаше всего в половине девятого, редко позже.

- Прошел год и семь месяцев с момента вашего вступления в должность мэра. Что вы можете сказать о результатах вашей работы? Или пока о результатах говорить рано?

Вячеслав Двораковский. Вы правы, что про значимые результаты говорить рано.

Когда мы приступили к работе, условились, что должны в каждой отрасли вырабатывать такую систему, чтобы результат приносила система, а не отдельные решения.

­- Приведите пример, пожалуйста.

Вячеслав Двораковский. Например, соцопрос перед выборами показал, что население больше всего волнуют дороги, на втором месте – садики, на третьем - ЖКХ. Мы проанализировали систему обслуживания дорог и поняли, что пять управлений благоустройства в округах содержать нецелесообразно. Тогда создаем другую систему управления - единое управление благоустройства, концентрируем там технику и разрабатываем график уборки (ночью убираем центр, днем окраины). Город стал чище, и мы с теми же самыми деньгами осуществляем больший объем работ.

Создание более трех тысяч мест в детских садах, строительство и реконструкция дорог, снижение аварийности на дорогах на 30 процентов и другие результаты наших действий позволили снять остроту перечисленных вопросов.

Сегодня мы получаем новую планку требований. Теперь люди хотят, чтобы город был более комфортным. Это качественно другой запрос. И на него мы также реагируем.

Я не собираюсь быть революционером и за 5 лет своей работы переворачивать город с ног на голову. Поверьте, эволюция позволяет создавать очень активные процессы развития. За 5 лет и 7 лет можно сформировать устойчивую базу, обеспечивающую сильный рывок.

- То есть вы видите основные цели своей работы в создании базы и исправлении недочетов в системе городской власти?

Вячеслав Двораковский. Жизнь не стоит на месте, при этом у всех свои планы на развитие, и наша функция – обеспечить условия, чтобы этот процесс продолжался. Нам нужно на своем пути выбрать главное и сделать так, чтобы у следующих поколений были более благоприятные условия для движения вперед.

Могу привести такой пример. В Китае я видел путепровод в двух уровнях: первый уровень построен, а ко второму торчат законсервированные верхушки арматуры. Задаю вопрос: «Почему стройку не закончили?». Мне отвечают: «Почему не закончили? Закончили. Если возникнет необходимость - достроим. Сейчас зачем нам за это деньги платить?».

Моя цель - создать условия, чтобы можно было дальше достраивать.

- Вы говорили про себя, что не являетесь политиком.

Вячеслав Двораковский. Я руководствуюсь другим совершенно подходом и затрудняюсь назвать себя политиком. У меня принцип простой: государственный деятель думает о будущем поколении, политик думает о будущих выборах. Я искренне говорю: о будущих выборах не думаю.

- Не боитесь потерять кресло мэра?

Вячеслав Двораковский. Я по-другому к этому отношусь. Когда будет заканчиваться период выборной работы, важно будет понять, насколько городу полезна моя работа. Если люди оценят, что это не отвечает их требованиям, я уйду. Будет иная оценка, буду претендовать на дальнейший выборный срок.

- Вас интересует, как вас люди в Омске запомнят?

Вячеслав Двораковский. Не может быть человеку безразлично, как его восприняли.

- Вы хотите оставить омичам о себе память в каких-либо материальных вещах как, например, Успенский собор или реконструированная улица Омская? У людей с восточным менталитетом принято, что любой добившийся успеха человек обязательно что-то построит у себя на родине: дорогу построит, школу построит для земляков. Вы - крупнейший строитель, по всей России стоят объекты, которыми вы можете гордиться. Что вы здесь построите? Что вы нам хотите оставить?

Вячеслав Двораковский. Оставить землякам о себе память – не самоцель. Делать какой-то материальный памятник: скромный или грандиозный ради того, чтобы тебя запомнили – я о таком даже не думаю. Я намерен делать то, что необходимо землякам сегодня. Очень и очень важно решить первоочередные задачи.

У нас задача номер один – это создать широтные дороги. Нам нужна дорога от Орджоникидзе до Герцена по улице Кемеровской, дорога с Маркса до Кирова, нам нужна реконструкция 24-й Северной. Их создание резко активизирует движение. Другая задача: закончить строительство путепровода по улице Торговой, он там был заброшен, бездарным образом погублен. Это первоочередные задачи только в дорожно-транспортной сфере. Будет это со мной связано, будет это памятником – это не так важно.

А если брать что-то из серии целей, то в первую очередь это развитие инфраструктуры. Создание спортивных сооружений по месту жительства, создание школ искусств. Важно это сделать для детей. Ведь человек, который с детства понимает процесс созидания, осознает: чтобы что-то получить, нужно очень много знаний.

Что касается памятников культового свойства, я убежден, что в Старозагородной роще нужно построить часовню имени Георгия Победоносца. И часовня должна носить характер покаяния и примирения. Начиная с Гражданской войны, на территории России у нас на генетическом уровне враждебность осталась. Мы до сих пор воюем, мы не умеем понимать друг друга, мы не умеем оценивать обстоятельства, и самое страшное, что мы не умеем оценивать поведение людей с учетом тех или иных обстоятельств. Везде все построено на агрессии, на неприятии чужого мнения.

Не может быть так, что мы обсуждаем какую-то проблему и человек абсолютно неправ. Он может в чем-то ошибаться, в чем-то заблуждаться. Но у него тоже есть элементы правдивых рассуждений. Вот вы говорите про восточных людей, плюс восточного менталитета - они не живут по нашим меркам: черное и белое, хороший и плохой. Они так не умеют, они смотрят, почему это произошло, почему он так поступил.

- Вы хотите, чтобы омичи задумывались о ваших мотивациях?

Вячеслав Двораковский. Нет. Я хочу иного. Я считаю, что главное заключается не в том, как будут воспринимать мэра, а в том, как люди будут друг к другу относиться. Станет меньше агрессии, появится больше стремления коллективным образом что-то создать. Вот что важно.

- Результаты вашей работы будут не видны.

Вячеслав Двораковский. Ну и что. Зато будущие поколения будут несколько иными, несколько богаче и несколько продуктивнее.

- Но вам спасибо-то не скажут. Вас это не расстраивает?

Вячеслав Двораковский. У нас, знаете, как в деревне говорят: «Из спасибо шубу не сошьешь».

- А вы в каких-то вопросах готовы бескомпромиссно идти до конца, не слушать чьи-то мнения, не изменять позицию. Я даже не могу вспомнить пример, чтобы вы в каком-то вопросе уперлись рогом и шли до победного. Вы можете привести пример?

Вячеслав Двораковский. Это происходит, когда человек не знает, в какую сторону ворота открываются. Ворота открываются от него, а он открывает на себя. Тогда рогом упираются и прут.

- Вы всегда сперва смотрите, куда ворота открываются? И только потом определяете цель?

Вячеслав Двораковский. Я смотрю, куда нужно прийти и как к этому прийти. Можно прийти малой кровью или большими потерями. Путь, когда уперся рогом и прешь, - это длинный и затратный путь.

 

О «Мостовике»


- Мы знаем, что Олег Владимирович (Шишов, гендиректор НПО «Мостовик». - Ред.) - ваш друг.

Вячеслав Двораковский. В том числе и друг.

- Какую роль Олег Шишов сыграл в вашем выдвижении и вашей избирательной кампании? Вы советовались с ним перед тем, как пойти в мэры? Он отговаривал вас?

Вячеслав Двораковский.Да, мы с ним советовались. Мы с ним советовались на протяжении всех 32-х лет знакомства. Когда он отговаривал, я никуда не уходил. Когда я шел [в мэры], мы нашли общую точку зрения.

- Он помогал вам в проведении кампании? Финансировал, может быть?

Вячеслав Двораковский. Нет, не финансировал. Но помогал. У нас в «Мостовике» есть грамотные ребята, которых подключали, чтобы они проводили консультации, мероприятия, формировали информационные действия.

- Есть мнение, что вы были делегированы на этот пост, чтобы обеспечить предприятию муниципальные подряды и политическое прикрытие.

Вячеслав Двораковский. Абсолютно ошибочное мнение. Потому что «Мостовик» на объектах городского строительства участвует на совершенно равных условиях со всеми прочими. Есть некоторые виды работ, которые кроме «Мостовика» никто не сделает. Что касается политического прикрытия, чтобы прикрыть танк в бою, нужна, как минимум, эскадрилья самолетов или артиллерия, а теннисной ракеткой танк не прикроешь. Город [муниципальное самоуправление] - это не та структура, которая может прикрыть «Мостовик».

- А Олег Владимирович собирается продавать или перерегистрировать предприятие в связи с этим «наездом» на «Мостовик» перед Олимпиадой?

Вячеслав Двораковский. Мы знаем про эти, как вы выразились, наезды на «Мостовик», но «Мостовик» всегда был компанией добросовестной, высококвалифицированной, ответственной. Если есть ошибки, то ошибки есть у каждого. Когда на них строят политику и начинают чернить компанию, которая своими заслугами достойна совсем иного, - это неверно.

Что касается перерегистрации и прочего. Вы слово «рейдерство» знаете, да? В России это сильно распространенная вещь, особенно этому подвержены успешные компании. «Мостовик» находится в той же ситуации, как и все остальные. Но пока руководству «Мостовика» и конкретно Олегу Владимировичу удается от этого уйти. Он большой патриот города, большой патриот Сибири и никуда не собирается отсюда уходить. И мы надеемся, что его не вынудят.

 

P. S.


- У вас дома висят фотографии того, что вы создали за свою жизнь?

Вячеслав Двораковский. У меня дома очень мало фотографий, только самые-самые. Это мост через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, фотографии с нашего тоннеля в Краснодаре, который мы впервые на территории России сделали (газопровод «Голубой поток»), это самый первый мост «Мостовика» в Колосовском районе (деревня Корсино) и, естественно, мост через Иртыш в городе Таре.

- А есть желание украсить свой дом фотографией какого-то омского объекта?

Вячеслав Двораковский. Придет время, будет ответ, будет и результат.

У нас всех время ограничено, надо думать о своих результатах. Вам в вашей ситуации особенно нужно задумываться о том, что вы оставите городу. Желаем вам, чтобы вы гордились Омском, а Омск гордился своим мэром. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!