Артем Михалков, российский актёр, режиссёр, сценарист и телеведущий, сын режиссера Никиты Михалкова

В минувшую пятницу в омском кинотеатре «Галактика» состоялась премьера дебютного фильма Артема Михалкова «Ставка на любовь». Режиссер лично приехал презентовать свою картину. «СуперОмску» удалось эксклюзивно встретиться с почетным гостем в преддверии омского показа фильма. В нашем интервью Артем Михалков рассуждает о комедийном жанре, желает ДиКаприо взять долгожданный «Оскар» и приоткрывает завесу тайны над  Национальным кинофестивалем дебютов «Движение», который пройдет в нашем городе уже четвертый раз ближайшей весной.

Комедию считают жанром как сложным, так и беспроигрышным. Это сыграло свою роль при вашем выборе для своего дебютного фильма именно комедийного жанра?

Не факт, что жанр беспроигрышный, но действительно самый сложный. Вы знаете, мне просто понравился сценарий, он был написан очень легко и с тонким юмором. Кроме того, он оказался близок для моего характера и для моего восприятия. Я понял, что именно эту легкость я хочу сейчас делать. Конечно, сценарий немного поменялся во время работы, его переписывали, но в целом то, что получилось, зритель увидел в Омске.

Для своего дебюта вы долго искали сценарий или просто так совпало – попался хороший, и было решено работать?

Наверно совпало. Безусловно, я искал сценарий. Была такая история, что у меня когда-то был сценарий, и мне казалось, что он будет всем интересен. Но оказалось, что он был интересен сугубо мне. И когда я ходил с ним к продюсерам, они говорили: «Слушай, эта история устарела, и ее надо было делать 10 лет назад». Но это было в двухтысячных годах, а история была про 90-е. Я уверен, что время циклично и сейчас, наверно, мы переживаем нечто похожее на 90-е. Поэтому тот  сценарий может быть актуален. Когда-то я отложил в стол, скоро его можно будет оттуда вынуть.

Даже судя по нашему Национальному кинофестивалю «Движение», дебютанты начинают с драмы, мелодрамы, закрытого пространства, рассказов о нелегких судьбах этаких чеховских персонажей. А здесь в качестве дебюта комедия, причем масштабная комедия, это риск?

Риск есть всегда, но дело в другом. Кто-то выбирает трагичную историю, кто-то делает арт-хаус. Мне понравилась история, и я даже не думал, как она будет выглядеть в производстве. А потом мы ездили в Америку, побывали в  Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе. Карточная история – это целый мир, он очень сложный, но я нисколько не жалею о задуманном и сделанном. Артисты, сценарий, история, приключения – я все через себя пропустил. Мы, слава богу, дошли до конца, путь этот был очень долгий, тяжелый, но интересный. И все-таки фестиваль «Движение», который проходит  здесь, в Омске, меня как-то подстегнул. Из-за дебютов, которые здесь я видел, я впитал в себя энергию молодых кинематографистов и пришел к тому, что не в 19 лет снял фильм, а в 40...

Дальше у меня есть идея уйти в драму, может даже в фестивальное кино. Но на тот момент я хотел снять именно этот фильм. «Ставка на любовь» - это не какое-то глубокое кино про сложные отношения, это комедия, мелодрама, это аттракцион. Где отлично играют классные артисты, где каждый на своем месте. Я очень рад, что они приняли участие в моем фильме. Надеюсь, что и зрителю он понравится.

Артем, Вы с детства в кино и по праву оцениваете молодых режиссеров, сценаристов, актеров, продюсеров. Себя вы смогли оценить объективно?

Это невозможно. Да и кто может объективно оценить? Как говорят, я же не червонец, чтобы нравиться всем. Знаете, бывает, вы посмотрели фильм и решили: «Отличная картина!». А с кем-то потом общаешься, и этот человек говорит: «Это такой ужас». Где правда? Допустим, ее определяет количество зрителей, которые ходят в кино. Но, например, сняла мелодраму режиссер Анна Меликян «Про любовь». В прокате они собрали немного, а фильм же отличный. Получил и «Золотого орла», и отметился на «Кинотавре». Вот кто определяет? Я думаю, что каждый сам решает, нравится ему история или нет. Главное для меня, если зритель после фильма выйдет  с улыбкой и с хорошим настроением. Ведь бывает, смотришь картину, а у тебя и так непростая ситуация в жизни, а кино тебя еще больше давит, и ты думаешь: «Да что же это такое!?» Наш фильм не такой, он – улыбка, красочность, феерия. Поэтому я его и сделал.

Я недавно читала мнение столичного режиссера, пожелавшего оставаться анонимным, что российскому зрителю ввиду нашей непростой истории необходима комедия, легкость, приключения.

Комедий сейчас снимается много, и как раз на этом жанре все и выходят. Но и комедии бывают разные. Мне нравится, что снимает Жора Крыжовников (режиссер картин «Горько», «Самый лучший день»). Он умеет соединить и историю, и сделать ее близкой к людям – они видят себя в этих фильмах, плюс картины выходят недорогие. И это все вместе, я считаю, и есть талант. Ну кто-то, может, скажет: «Зачем у нас показывают, что все русские пьют?»

Я думаю, что это некая пародийность, гипербола.

Может быть. Но со своей задачей Жора справляется, потому что у его работ и касса хорошая, и стоимость фильмов невысокая, и рейтинг хороший. А что еще нужно для режиссера? Чтобы было смотрибельно, собрало кассу, за работу было не стыдно.

Расскажите о съемках «Ставки на любовь», которые проходили в Лас-Вегасе?

Съемки были очень интересные. Всегда что-то происходило не так. Вот мы выбрали локацию, приехали, посмотрели, утвердили, договорились по поводу декораций, уехали. Нам звонят за два дня до съемок и сообщают, что владельцы нам отказали без объяснения причин. Мы начали искать подходящие объекты через интернет. А это очень плохо, потому что это получается как снять квартиру – в интернете одно, а приезжаешь – та ли это вообще была квартира? В итоге нашли. Приехали туда, оказалось, что место подходящее. И начались новые сложности: тут снимать нельзя, а тут можно, а тут можно только полчаса, а тут рано, а там поздно. Когда мы начали снимать подъезд, пошел дождь, которого в Лас-Вегасе не было лет сто. И в один момент я уже подумал, неужели все это происходит с нами? Но через все трудности мы прошли. И сделали то, что хотели. Мы справились.

В покер успели поиграть?

В покер я на самом деле играю не очень хорошо. Но покер был, да. Я помню, что у нашего художника по костюмам, у девочки, был день рождения. А у нас как раз была сложная ночная смена. Мы не знали, что подарить имениннице, в итоге купили 20 фишек по доллару и пожелали сделать ставку и выиграть. Но она проиграла все очень быстро, буквально минуты за две.

Вернемся к нашему кинофестивалю «Движение». Мы его очень ждем, а будут ли какие-то сюрпризы? В прошлый раз программа менялась, может, в этом году будет что-то новое?

Да, она будет меняться. Мы, слава богу, растем, и спасибо вашим властям. Они поддерживают фестиваль в такое непростое время. Для Омска непростое, потому что 300 лет вашему городу, и это большое событие. Для нас непростое – потому что уже четвертый фестиваль, иная ответственность, появляется все больше заявок. Омск – это как магнит, некое притяжение и для гостей этого города, и для омичей. Все уже знают, что в это время проходит фестиваль. В этом году мы будем делать программу непосредственно с омскими кинематографистами. В каком формате, я сейчас не скажу, концепция разрабатывается. Нам важно и интересно сделать так, чтобы омичи, которые делают фильмы, полнометражные, документальные, короткометражные, были больше интегрированы в наш фестиваль. Мы уже разговаривали с вашими кинематографистами, им это нравится, и они хотят участвовать. Так мы соединим наш фестиваль и ваших талантливых творческих людей.

Чем отличается проведение фестиваля подобного рода в столицах и в регионе?

В Москве и Питере такое сумасшедшее количество фестивалей, это уже невозможно. А когда появляется новая площадка, новые люди, события, формируется особый интерес к этому мероприятию. Когда мы только приехали в Омск, то не знали, как на это отреагирует город. А пойдут ли люди в кино? Оказалось, что просто супер как отреагировали. Такой теплый прием, полные залы. За три года здесь перебывали все – от продюсеров до режиссеров, вся элита российского и советского кино. Это круто. Каждый год с нетерпением мы ждем дней, когда пора ехать в Омск. В этом году, я уверен, у нас программа будет еще сильнее. Вполне возможно, что на открытие приедет фильм «Экипаж» Николая Лебедева. Место председателя жюри может занять Валера Тодоровский. Мы уже с ним разговаривали.

«Ставка на любовь» может попасть в программу?

Нет (смеется). Это не фестивальное кино.

А в качестве фильма на открытие или закрытие?

Тоже нет, премьера-то уже состоялась. Но для меня очень важно приехать именно сюда с этим фильмом. Омск стал для меня родным, несмотря на вьюгу, на плохую погоду, которую мы здесь застаем. В одну из поездок я помню, как ваш шар откатился. На втором «Движении» это было. Настолько мы заряжаем всех своей энергией, что даже шар не выдержал (смеется). (26 апреля 2014 года во время урагана «Леня» семиметровый шар на площади Бухгольца, памятник «Держава» сдвинулся с места из-за шквалистого ветра. Напротив достопримечательности в гостинице «Маяк» располагались столичные гости фестиваля «Движение». - Ред.)

Сейчас в стране идет Год кино, ждете что-то от него?

Ждем больше фильмов, больше интересных идей. Я считаю, что кино в любые времена, сложные и менее сложные, давало людям иммунитет. Когда ты приходишь в кино, отвлекаешься от насущных проблем. А Год  кино – это год движения.

У вас недавно был юбилей, 40 лет, подводили ли вы итоги? Может, ваш первый фильм стал самому себе подарком?

Я даже не стремился сделать картину к своему юбилею.

А как совпадение?

А вот это возможно. Я скажу так: все приходит тогда, когда должно. Можно было снять кино в 25 лет, и после еще десяток картин. А можно было не снять и этого фильма. Мне кажется, что пришло все именно тогда, когда должно было прийти. И омский фестиваль, и дебют в мои 40 лет. Кино –  это коллективный труд команды, это деньги, артисты, сценарий. Этакий снежный ком, который мы смогли собрать именно сейчас. Я счастлив этому.

Скоро состоится церемония награждения премии «Оскар». Конечно, у всех вопрос, возьмет ли ДиКаприо статуэтку на этот раз. Будете болеть за него?

Буду болеть. Сколько можно уже. И раньше у ДиКаприо  были хорошие роли, но сейчас он сделал все – и спал в лошади, и ел печень, и ловил рукой рыбу. Как говорится, чтобы получить «Оскара», надо или потолстеть, или похудеть, ДиКаприо сделал намного больше. Я думаю, что уже давно пора. Я надеюсь и болею за него. Заметьте, «Выживший» - больше фестивальный, арт-хаусный, но стоил он 130 миллионов долларов. Я потом смотрел документальный фильм о создании картины. То у них не было снега, то у них не было денег, то группа разбежалась. У них те же проблемы, что и у всех. Творчество – вещь сложная, но надо творить.

Перейти на полную версию сайта