Криптовалюты

Доллар - 63,77

Евро - 70,62

Тенге - 0,16

Аналитика2167

ИТОГИ НЕДЕЛИ: новый глава Госжилинспекции, отставки в Минстрое и внушительные федеральные субсидии

ИТОГИ НЕДЕЛИ: новый глава Госжилинспекции, отставки в Минстрое и внушительные федеральные субсидии

Омскому бюджету добавят 12 миллиардов

Областной бюджет на 2019 год прибавит 12 млрд рублей за счет дополнительной федеральной поддержки, в том числе дотация на сбалансированность составит 6,22 млрд рублей и 5,74 млрд рублей поступит в виде субсидий.

Как планируют областные власти, 2,25 млрд рублей поступит на реализацию в регионе национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; 1,47 млрд рублей будет предоставлено региону на решение задач в сфере развития здравоохранения, в том числе на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями; 813 млн рублей дополнительно напрявят на социальную поддержку населения и 580,5 млн рублей составит федеральное финансирование программы по формированию комфортной городской среды.

Кроме того, в рамках нацпроекта 91 млн рублей в регион поступит на обновление материально-технической базы учреждений образования и почти 72 млн рублей – на создание детского технопарка «Кванториум». Еще 92 млн рублей омичи получат на ремонт и оснащение учреждений культуры и 63 млн – на реконструкцию объектов водоснабжения. С 2019 года стартует также нацпроект «Экология», по которому регион получит 85,4 млн рублей на охрану лесов от пожаров и их восстановление.

В результате расходы областного бюджета в 2019 году приблизятся к 89 млрд рублей.

Также стало известно, что по федеральному проекту «Чистая вода» в течение 6 лет Омская область получит из федерального бюджета 1,8 миллиарда рублей. Средства эти пойдут на модернизацию и строительство водоочистных сооружений и сетей водоснабжения. В итоге после проведенных работ, чистую питьевую воду получат более 90 % жителей региона.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Очевидно, что подобные суммы, выделяемые федералами, обусловлены выпадающими доходами бюджета региона в связи с перерегистрацией крупнейших налогоплательщиков, вслед за которыми из региона вынуждены уходить и просто крупные, и средние. Это, в свою очередь, создает эффект снежного кома, когда из региона уходит наиболее перспективное трудоспособное население, а с ним и НДФЛ, за счет которого живут муниципалитеты.

Речь может идти о номинальной недооценке ВРП Омской области практически в 1,5 раза. К примеру, в 2010 году мы единственный раз видели, когда ОНПЗ задекларировал реальный объем экспорта в Омской области, он составил, по данным Росстата, по сфере «Продукция топливно-энергетического комплекса (группа 27)» $6 млрд 439,9 млн (в нынешних ценах – свыше 400 млрд рублей). В итоге общий объем экспорта в Омской области по итогам 2010 года достиг $7 млрд 444,9 млн (для сравнения: по итогам 2017 года – 976,2 млн, а в среднем, за исключением 2010 года, с 2008 по 2017 годы – от 768,8 млн до 1 млрд 432,7 млн).

Можно предположить, что в среднем за последние 10 лет в регионе производится, но формально не регистрируется продукция ТЭК, которая может достигать от половины до двух третьих реально фиксируемого валового внутреннего продукта (сейчас это 625,9 млрд рублей по итогам 2016 года). А это значит, что реально бюджет Омской области может ежегодно недополучать треть своих доходов, что за десять лет может составлять от 200 до 300 млрд рублей. И это именно те деньги, которых региону так не хватает на экономическое и социальное развитие, которые вывели бы его по ВРП на 2-3 место в Сибири и которых точно хватило бы на пресечение оттока населения и других негативных процессов. Данная ситуация, очевидно, хорошо известна всем имеющим отношение к межбюджетным отношениям официальным лицам, в связи с чем выделение беспрецедентных по омским масштабам сумм, очевидно, признано федералами меньшим из зол по сравнению с серьезной корректировкой структуры распределения доходов.

Что касается распределения федеральной поддержки, львиная часть пойдет на нацпроекты и майский указ Владимира Путина. Безусловно, это радует, но пока не видно прорывных проектов развития, возможно, их сейчас только согласуют. Напомним, что в бюджете 2018 года удалось изыскать средства на начало закупки автобусов для городского департамента транспорта, в итоге транспортная реформа, как бы к ней ни относились многие, стартовала.

Видимо, губернатор делает выбор, решая, на какие прорывные проекты можно направить дополнительные средства бюджета развития. Пока доставшиеся в наследство мегапроекты только оттягивают средства без всякой перспективы – на консервацию метрополитена нужно около 300 млн рублей, на корректировку документации Красногорского гидроузла – 74 млн рублей и т.д. и т.п., не говоря уже о такой масштабной социальной проблеме, как дольщики – только ее решение требует финансирования в объеме до 5 млрд руб.

На этом фоне бюджетное софинансирование строительства международного аэропорта, которое также может оцениваться в несколько миллиардов, выглядит уже не таким беспрецедентным решением, но аккумулировать подобный объем средств, найти надежного инвестора, с которым в итоге губернатор не сядет в лужу, обеспечить политический фон для принятия решения в нынешних обстоятельствах и при нынешнем кадровом потенциале исполнителей по ряду направлений – задача беспрецедентной сложности.

 

Инспектировать жилищников назначили омича

В прошлый вторник, 13 ноября, главой государственной жилищной инспекции Омской области был назначен Александр Бурых. Специалист долгое время работал в управляющей компании «ЖКХ-Сервис», близкой НПО «Мостовик». После возникших у компании Олега Шишова трудностей стал представлять интересы нескольких «Управдомов», связанных с Жанной Захаровой, бывшей главой «дочки» «Мостовика». Александр Бурых является учредителем двух компаний: ООО «Центр сертификации ЖККИС» и ООО «Сервис-Омск».

Должность была вакантна с конца июля, когда в отставку ушел Сергей Плисов. При этом в числе его возможных сменщиков назывался депутат гордумы Екатеринбурга от «Справедливой России» Антон Швалев. Однако в итоге выбор был сделан в пользу местного специалиста.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

С одной стороны, назначение не очень политизированное (сфера ЖКХ – «родная» для губернатора-справедливоросса и могла стать продолжением его «политического полигона», поэтому назывались и возможные варианты в качестве его земляков, упомянутые выше), и все же совсем без политики тут не обошлось, ведь Бурых был доверенным лицом Буркова в ходе сентябрьских губернаторских выборов. Тогда же он делал заявления о готовности возглавить ведомство, на которые «СуперОмск» первым обратил внимание.

В любом случае без определенного элемента политики и навыков публичной работы в т.ч. в общественной палате в данной должности не обойтись, иначе неизбежен новый виток недовольства населения, с которым Плисов не слишком удачно выстраивал отношения, что не раз оборачивалось публичными обращениями к губернатору с требованиями его отставки.

Как ранее отмечалось, в целом ГЖИ отвечает за решение проблем содержания жилья, его энергоэффективности, деятельности УК и сборы на капремонт. Также новый глава инспекции на начальном этапе мог создать необходимые условия для принуждения действующих УК к заключению стартовых договоров с вновь создающимся оператором на рынке утилизации ТБО.

Сейчас можно констатировать, что в сфере энергоэффективности в регионе уже давно не происходит, хотя потенциал от ее мероприятий для всей его экономики колоссален. Для населения главное – качество работы УК, для власти – собираемость платежей в Региональный фонд капремонта, ответственность за который висит на ней.

Платежи новому региональному оператору по ТБО – вроде как, не прямая ответственность области, но, учитывая, «кому принадлежит» юрлицо оператора, вполне можно ожидать активного лоббирования его интересов (что по факту мы и наблюдаем). Впрочем, на данном этапе работа с регоператором ТБО уже лежит вне поля ГЖИ, поскольку за нее отвечают Минприроды (по схеме обращения с отходами), Минстрой (по контролю объектов), ДГХ (по состоянию объектов сбора в городе) и РЭК (по тарифам).

Что касается введения приближающегося нового платежа (вывоз мусора выделят в отдельную строку), самый главный вопрос – даже не монопольное положение регоператора (предлагались варианты с 3-5 компаниями в регионе), а непосредственно размер тарифа. При единственном операторе в регионе, при его инвестициях в объекты (уже заявлено о строительстве двух), при работе в удаленных районах (первый возводится в Таре, где другие издержки и окупаемость) тариф в среднем просто не может быть низким. Сейчас самые низкие тарифы по стране – около 100 руб. с человека в месяц, средние – около 200, а высокими считаются от 300 до 800 (последний, рекордный, установили в Башкирии). При среднем платеже в фонд капремонта с квартиры в размере около 300 руб. тариф на ТБО даже при его среднем для регионов размере рискует для средней семьи оказаться выше, чем на капремонт.

 

В Минстрое двое заместителей работали долго и счастливо, но уволились в один день

В правительстве Омской области произошли две серьезных отставки. Помимо замминистра строительства и ЖКК Сергея Кошелева, по собственному желанию покинул должность начальник управления дорожного комплекса Омской области Дмитрий Христолюбов. Он руководил этим управлением более 8 лет. В 2017 году он несколько месяцев работал заместителем министра строительства, а в феврале 2018 года вновь вернулся в ведомство, курирующее все омские ДРСУ.

Заместитель министра строительства и ЖКК Сергей Кошелев также ушел в отставку по собственному желанию, причем увольнению предшествовала резкая критика губернатора Александра Буркова. Глава региона устроил серьезный «разбор полетов» и потребовал объяснений, почему на том или на том объекте не были выполнены обязательства перед дольщиками. Особенно руководителя области возмутило то, что дольщиков многоквартирного дома № 25 по ул. 11-я Ремесленная ввели в заблуждение, посулив достройку жилья, однако обязательства не были выполнены.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Прошедший за полтора десятилетия все этапы карьеры заместитель министра Сергей Кошелев официально также курировал строительство поликлиники на 1000 мест на Левобережье (напомним, что за срыв сроков сдачи объектов Александр Бурков спрашивает строго – параллельно за это же должности лишился и глава Москаленского района Андрей Гейнц), но еще сильнее Кошелеву не повезло с тем, что он давал «невыполнимые обещания» дольщикам. Чиновник обещал привлечь на завершение строительства пяти домов до 70 % бюджетных средств, в то время как оказалось, что по нынешним временам Минстрой РФ считает это «нецелевым» расходованием, в итоге вся «дорожная карта» в этом году была сорвана.

Что касается Дмитрия Христолюбова, то он имеет отношение к причинам увольнения косвенно – он работал замминистра с конца мая 2017 по начало февраля 2018 года, когда вернулся на «родную» должность начальника управления дорожного комплекса, которую занимал до этого в течение восьми лет. Несмотря на то, что серьезных претензий к дорожному ремонту в этом году не было, видимо, работа в течение девяти месяцев в должности замминистра не обошлась без подписания каких-то документов, которые можно трактовать как приведшие к срыву сдачи поликлиники, что и было формально против Христолюбова использовано.

В итоге пока что ситуация в Минстрое является одним из самых чистых в команде Буркова случаев засилья «варягов»: таковым является и сам министр Антон Заев, и его креатуры (напомним, что в конце октября Заев назначил своим заместителем никому в Омске не известного Григория Солдатенкова, который являлся учредителем нескольких московских строительных фирм и об эффективности которого судить пока что невозможно).

Если комментировать процесс формирования новой команды правительства в целом, то  стоит отметить, что и сам Александр Бурков, и костяк его команды – классические технократы «призыва Кириенко», что сильно ограничивает их возможности в омских условиях, для подобных подходов не всегда подходящих. Судя по целому ряду признаков, усиливается беспокойство затягиванием формирования кабинета, который спустя два месяца после внешне успешных выборов так и не выстроен из-за отсутствия «готового состава».

Судя по всему, в условиях невозможности «готовый состав» в том числе «завезти» из иных регионов, схемой хронического формирования команды становятся личные впечатления, знакомства и «ползучая ротация». Пока что последовательной системы отбора кадров, местных ли, приезжих, не видно, в ряде министерств и ведомств делается явное предпочтение иногородним даже без попыток использовать потенциал готовых местных специалистов, что в корне противоречит публичной убежденности Александра Бурков в том, что «капитаны» местного бизнеса и промышленности якобы «не хотят» делегировать в его кабинет своих ценных сотрудников. В итоге в элитах отсутствует доверие к стратегии правительства, в условиях отсутствия для местных специалистов «кадровых лифтов» это становится на данном социальном этаже одной из причин разочарования в Омске и усиливает миграционные настроения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все последние новости Омска и Омской области