Омску угрожает вспышка смертоносной чумы?

Зоозащитники Омска бьют тревогу: городу угрожает вспышка чрезвычайно опасного и смертельного заболевания для собак – чумы. Но беспокоится ли об этом директор учреждения, откуда, вероятно, и исходит угроза?

После смены руководства в печально известном бюджетном учреждении «Спецавтохозяйство», которое при прежнем директоре именовали не иначе как «концлагерь для собак», прошло уже больше трех месяцев, однако за это время жизнь обитающих там животных, судя по позиции зооактивистов, изменилась не значительно.

Узнать доподлинно, что происходит за забором САХ, сложно – новый директор Бегма Валерия Николаевна, ранее обещавшая открытость учреждения, закрыла ворота для представителей прессы, а затем – и для волонтеров, которые стали задавать «неудобные» для нее вопросы, например, «почему до сих пор не заказаны корма для животных» или «почему не производится уборка».

Однако все же кое-какая информация о происходящем в учреждении появляется, и, увы, далеко не радужная.

Татьяна Дугина, директор приюта для собак «Друг», который делит с САХ одно здание, насторожилась еще два месяца назад: действия Бегмы доверия не внушали. Со слов Дугиной, уборка территории не производилась, собранная с горожан помощь складировалась под снегом, а обработка содержащихся собак не производилась. Еще тогда опытная зоозащитница Татьяна Викторовна обронила: «Как бы чума не началась».

И вот, пророчество, кажется, сбывается. Тревожные звоночки стали поступать из разных концов города. Сперва о случае заболевания собачьей чумы сообщила владелица многострадального приюта-хосписа «Джульбарс и Ко» Евгения Казакова: заболел старичок Балто. Приюту, который содержит одна женщина, и так досталось: сперва пожар со всеми вытекающими последствиями вроде отстройки, срочного спасения старых и слабых животных, оказавшихся на улице, а теперь – чума. Источником заболевания Евгения считает именно САХ, где она бывала не раз и могла «принести» вирус. Человек хоть и не может заразиться этим вирусом, но может принести его на себе, на одежде, подошвах, вещах, а поскольку передается она очень просто, то собак от нее спасти сложно.

Собаки САХ.

«СуперОмску» стало известно и о других случаях выявления вируса. Валерия Бегма за лечением собак из САХ на свои деньги почему-то обращалась в городские клиники, вместо того, чтобы оборудовать ветпункт, имеющийся в подведомственном ей учреждении, и заниматься их лечением на бюджетные средства, для чего они и выделяются. Ветеринары клиник, введенные в заблуждение, не знали, что впустили в клинику настоящего «троянского пса» – больную чумой собаку. Как следствие, вероятно, заразились и другие животные, которые в тот момент находились в стационаре по соседству с возбудителями заболевания. Отметим, чума подкашивает и убивает не привитых собак, а также щенков и старичков со слабым иммунитетом. Так, по данным «СуперОмска», клиники, где предоставляют льготное лечение для бездомных собак, которых подобрали и пристраивают волонтеры, оказались под ударом.

По мнению руководителя сообщества известного в Омске сообщества помощи бездомным животным «Теремок» Натальи Ожерельевой, источником заболеваний собак может быть именно САХ. Двое щенков из ее подопечных, умерших от чумки, могли заразиться именно в клиниках, где проходили лечение рядом с собаками из САХ.

Собаки САХ.

Так, от нервной формы чумы скончалась щенок Лапушка, о которой писал «СуперОмск». Собачке нашли хозяина, однако впоследствии выяснилось, что она больна. Несчастного щенка, не успевшего за свою короткую жизнь порадоваться любви и ласке хозяина, новые владельцы отдали на лечение, однако уже ничего нельзя было сделать и щенка пришлось усыпить. Также Ожерельева сообщила о еще одном подобном случае.

«Помимо Лапушки, на одной из передержек неделю назад усыпили еще одного щенка, у нее была нервная форма чумы. Скорее всего, источником чумы в этот раз является САХ. Они категорически отказываются проводить вакцинацию, которую им готовы сделать в приюте «Друг» за свой счет. Не знаю, из каких соображений исходит Валерия Николаевна. Очевидно, что это заболевание там есть. Лапушка проходила лечение в клинике, где лечили и собак из САХ, возможно, именно там она и заразилась», – сообщила «СуперОмску» Наталья Ожерельева.

Щенок Лапушка, до выявления заболевания чумой и перед смертью.

Неизвестно, сколько еще животных успело заразиться чумой и сколько из них сейчас умирает в муках от разных форм заболевания. Отметим, что рядом с САХ обитает немало бездомных животных, а рядом расположен частный сектор, где также живут собаки – все они могут быть заражены и далее передавать заболевания по цепочке.

Клиники, в которые попали собаки из САХ, принялись экстренно избавляться от последствий.  

«Нас дезинформировали, мы не знали, что у собаки чума. Сейчас у нас ее в клинике нет, мы провели полную обработку, теперь все порядке, наши пациенты в безопасности», – заверили «СуперОмск» в одной из клиник.

В страхе из-за смертельного заболевания карантин объявил и еще один крупный приют «Омские хвостики». С 8 февраля приют закрывает ворота для посетителей.

«Приостановлены любые экскурсии по приюту, пристройства. Собак мы не принимаем! Карантин с 8 по 18 февраля, возможно, продление. В городе зарегистрированы случаи чумы, а у нас приют чист. Из 300 собак вакцинированы 273 особи, остальные животные после операций, привить их мы пока не можем. Во избежание попаданий вируса в приют посторонним вход воспрещен. Передать подарки, солому, дрова и еду можно в руки работников за пределами приюта», – заявили в «Омских хвостиках».

Хуже всех приходится приюту «Друг», который находится в одном здании с САХ. Пусть большинство собак привито и защищено от чумы, но у зоозащитников на попечении есть щенки, которым прививку делать рано, старые животные, у которых слабый иммунитет, больные собаки и восстанавливающиеся после операции – все они подвергаются страшному риску.

И ситуация пока не ужасающая лишь благодаря зиме. Низкие температуры, к которым вирус чумы неустойчив, сдерживают вспышку. Но весной с приходом потепления может разразиться самая настоящая эпидемия, которая выльется в город и угрожает не только бродячим собакам, но и домашним.

«На данный момент инфекция распространяется – каких-то собак из САХ все равно кто-то забирает. Сюда приходит много волонтеров, людей. Даже те собаки, которые переболели, они зачастую могут быть вирусоносителями. Сейчас спасает зима, минусовая температура, вирус чумы не устойчив к низким температурам. Пока инфекция сильно не распространяется. И если животных не привьют, то весной инфекция может пойти в город», – пояснила «СуперОмску» директор приюта «Друг» Татьяна Дугина.

Тем временем руководитель САХ Валерия Бегма, чье учреждение зоозащитники связывают со случаями чумы, заявлений не делает. Вместо нее волонтеры учреждения в соцсетях ведут страницы в соцсетях и делятся новостями. 

Щенки САХ. Если в учреждении действительно есть чума, то могут умереть и они. 

Так, в соцсетях были опубликованы результаты исследования некой ветлечебницы Октябрьского округа на предмет заболевания чумой. Результаты, выложенные в интернет в качестве контраргумента, мол, нет у нас никакой чумы, гласят, что «кАбель» (как написал ветеринар) и щенок здоровы.

Документы исследования. 

Если горожан такие бумаги и могут успокоить, то зоозащитники, варящиеся в этом котле много лет, не доверяют документам. Так, известная зоозащитница Омска Елена Олюнина настаивает на полноценном исследовании собак САХа Госветнадзором.

«Исследование выполнено неизвестно у какой собаки. Личное мое предположение, что она может быть не из САХа. Нервные подергивания у которой не факт, что имеют инфекционную природу. Факта вылова собаки из вольера «Спецавтохозяйства» мы не имеем, равно как и того, что собаку отобрали сотрудники Ветнадзора. А отобрать необходимо не одну особь, это раз. И два – забор нужно сделать публично, под протокол и фотосъемку, с учетом общественного интереса. Погрешность экспресс-диагностики составляет 30 %. Часто, очень часто этот метод дает отрицательный результат у больных животных. Достоверно проводить исследование нужно только методом ПЦР: это сверхчувствительная диагностика инфекций, позволяет обнаруживать любые ДНК и РНК», – пояснила «СуперОмску» Олюнина.

Все как один волонтеры тревожатся: «Лишь бы не было повторения Барабинской…». Объясняем: в 2014 году тендер на отлов бездомных в Омске собак выиграло «Спецавтохозяйство», которое возглавлял еще прежний директор. Отловленных животных содержали в помещении на улице Барабинской, причем в чудовищных условиях. Случилось неизбежное – инфекция просочилась в город Омск, как результат – трупы как бездомных, так и домашних собак, инфекция повсюду – на детских площадках, в гаражах, везде, где ходят люди и собаки.   

Зоозащитники видят следующие пути спасения Омска от грядущей эпидемии чумы: утилизировать все фекалии, вовремя чистить территорию, вольеры и клетки, провести санобработку. А главное – провести вакцинацию абсолютно всех собак, которые содержатся в САХ.

Защитники животных не раз предлагали Валерии Бегме встретиться и предложить ей помощь как по решению многочисленных проблем САХ, так и для отлова бездомных животных, ведь за последнее время стай собак в Омске становится все больше, а отлов «Спецавтохозяйство» осуществляет, судя по всему, все реже.

Однако Бегма не идет на контакт. На звонки Валерия Бегма не отвечает и комментариев не дает. По данным «СуперОмска», директор САХ боится возможного увольнения и второй раз за 2 месяца ушла на больничный, где сейчас и находится. 

Однако в комментариях аккаунта Instagram появилась запись от некоего пользователя, зарегистрированного под ником vbegma и подписанного как Валерия Бегма. Запись короткая, но дает исчерпывающий ответ на многие вопросы.

Вместе с тем на публичных страницах социальных сетей, позиционирующих себя как страницы учреждения САХ, то и дело появляются просьбы о помощи: то корма закончилась, то финансы нужны. Интересно, если учесть, что САХ – учреждение бюджетное, а из карманов налогоплательщиков на отлов, содержание и лечение собак поступают средства. Так, в этом году «Спецавтохозяйству» выделили порядка 30 млн рублей. Стоит напомнить, что ни один из приютов Омска не получает дотации от властей, все они существуют исключительно за счет неравнодушных омичей. Так, в «Друге» содержится порядка 450 собак, что намного больше, чем в САХ, при этом приют умудряется на 2 млн в год накормить, вылечить и содержать всех своих подопечных. Но от помощи опытных волонтеров неопытный директор «Спецавтохозяйства» категорически отказывается.  

Казалось бы, омичей и не должны касаться распри, происходящие между САХ и волонтерами Омска. Однако, если предположения зоозащитников верны и весной нас ждет эпидемия чумы, то проблема коснется всех, кто беспокоится за здоровье своих собак. В этом случае вирус может быть повсюду, а собаки будут гибнуть – как бездомные, так и домашние.

 

Фото: «Спецавтохозяйство»/Instagram, сообщество помощи бездомным животным Омска «Теремок». 

Перейти на полную версию сайта