Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» объявила об изменении в оплате проезда на своих маршрутах (их более 60). Предприниматели посчитали выручку за январь, и, по их словам, оказалось, что те, кто принимал все виды безналичных платежей, получили убыток. Поэтому плату решили изменить следующим образом. с 11 февраля за наличность, как и ранее, плата составит 30 рублей. При оплате банковскими картами Visa, Master Card, «МИР» поездка обойдется в 25 рублей. По льготным проездным для школьников, студентов и пенсионеров установлен тариф в размере 22 рублей (у муниципалов – 15 и 18 рублей, соответственно). Кроме того, отменяется пересадочный тариф, когда в течение 45 минут после первой поездки вторая будет бесплатно. Также нельзя воспользоваться безлимитным проездным.
По словам главы СРО Владимира Геворгяна, «Пассажирсервис» с безналичной поездки перечисляет только по 17 рублей, что и стало причиной подобного шага. Кроме того, областной Минтруд перечисляет за федеральных льготников только 18 рублей, в то время как муниципалам – по тарифу РЭК в 40 рублей. В свою очередь, директор департамента транспорта Александр Вялков сообщил, что безналичную систему оплаты проезда с 1 января внедрить согласились 20 маршрутов из 87 нерегулируемых. Льготная система работала только на 50 нерегулируемых маршрутах. Сейчас ситуация поменялась: безналичную оплату принимают 60 маршрутов из 87. Как отметил чиновник, такая реакция частных перевозчиков скорректировать плату за проезд предсказуема и он не планирует применять превентивные меры в отношении предпринимателей:
«Выхода было два: полностью выйти из программы приема безналичной системы или скорректировать систему. Мы долго обсуждали с перевозчиками, но искусственно повлиять на тарифы не можем. Никто не будет работать себе в убыток. Это повлечет негативную ситуацию для пассажиров. Они приняли такое решение, мы сейчас поменяем эти тарифы и будем смотреть, удастся ли частным перевозчикам выровнять баланс».
Компромисс с областными властями по льготникам пока удается найти. Их продолжат возить, но, как подчеркнул Геворгян, вопрос назрел и требует решения.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
По нашему прогнозу, будет достигнут неустойчивый баланс. Проблема в том, что на большинстве направлений, которые обслуживают 87 нерегулируемых маршрутов, муниципальный транспорт давно отрезан, при этом часто это периферийные маршруты с малой наполняемостью и высоким удельным весом льготников и пассажиров из числа слабо защищенных категорий.
Поэтому первый фактор – психология самих водителей, которые в итоге вынуждены выполнять социальную функцию фактически без зарплаты. В первое время электронную систему оплаты вообще признали только 20 маршрутов, к концу января их число дошло до 60, но зачастую водители просто убирают терминалы, когда понимают, что не выполняют план, и так же будут поступать и впредь, поскольку вся идея с двойной оплатой изначально порочна.
Второй фактор, которым прикрываются уже владельцы («держатели» маршрутов) – тарифная эквилибристика. Она нужна не водителям, которым от компенсаций зачастую ничего как не перепадало, так и не будет, а именно «держателям». Но, учитывая, очевидно, более низкие затраты, отсутствие зачастую внятной бухгалтерии, защитить тарифы, даже близкие к муниципальным, частники никогда не смогут. И если раньше они по закону были обязаны принимать, например, у школьников льготную оплату в любом виде, то теперь – нет. Это не их злая воля, это тоже грубая ошибка разработчиков решения о том, что льготы оплачиваются только безналом. И без того с начала года многие льготники уже ездят по полной стоимости, не говоря об искусственном дефиците электронных транспортных карт и о проблемах с их пополнением, когда в 40-градусные морозы люди вынуждены стоять в очереди у киосков.
Тарифные ножницы – ответная мера создающих картель частников, так как очевидно, что бесконечно возить льготников по 30 рублей они все равно не смогут, им и самим нужно искать компромисс, а тут они нашли слабое место мэрии. Ведь компенсации за льготников всегда были «священной коровой», за счет которой муниципалы постоянно не только выкарабкивались из кризиса, но и решали частные проблемы структурных подразделений за счет данного «общака». Теперь же на них будут давить частники при каждой попытке вывести их из тени и из наличной системы оплаты. Каждый раз ситуация будет решаться за пределами правового поля; впрочем, и на нем мэрия уже пожинает плоды слишком поспешных решений (см. ситуацию вокруг открытия «Первомайского» по решению суда).
В других городах, где внедрялась подобная система, таких конфликтов, как правило, не происходило. Там она оказывалась более продуманной, а частники – гораздо более «организованны» и зависимы от административного ресурса, у нас таких не так много и даже они ведут себя «по обстоятельствам». Вспомним, как осенью отменила на всех маршрутах собственные льготы та же «АвтоСила». В Омске было прогнозируемо катастрофическое развитие ситуации, как только основные черты новой схемы были вброшены для обсуждения в экспертную среду. Мы об этом тогда подробным образом писали, но, видимо, наши аргументы были расценены как информационный шантаж и натянутая критика. Совершенно напрасно, ведь и экономическая схема, и правовая позиция выбраны самые слабые, непонятно даже, каким образом УФАС, да и Центробанк, не замечает явного ограничения хождения наличных денег для достижения рыночных преимуществ одного из игроков рынка.
Что касается действий областных и городских властей, с одной стороны, целым рядом последовательных мер сторонам удалось вывести ситуацию из состояния патовой, но мэрии просто ничего больше и не оставалось, ведь треть маршрутов в городе могла в морозы просто не выйти в рейс – муниципальные автобусы там давно сняты и резерва у них нет. В итоге при самой высокой стоимости проезда город дошел бы до транспортного коллапса, что стоило бы отставки не только мэру, но и вышестоящим товарищам. Именно это объясняет оперативность и не очень высокую информативность попыток Вялкова что-то разъяснить.
В дальнейшем, по нашему мнению, следует разработать новую маршрутную схему, в которой будет обеспечено дублирование пассажирских потоков. Если наступит жесткое понимание, что на 100 % нынешних нерегулируемых маршрутов муниципальный транспорт вернуть даже как дублера невозможно ни при каких юридических и логистических схемах – значит, нужно раз и навсегда прекратить попытки выдавить туда частников, создавая им невыгодные условия и отдавая им же при этом в заложники жителей. При этом нерегулируемые маршруты должны быть включены в разработку формулы стоимости проезда, но она должна быть единой как для регулируемых, так и для нерегулируемых. Льготы должны быть обеспечены также в единой сетке, если для их компенсации правительство признает недостаточность средств – значит, стоимость проезда должна быть установлена на уровне, до которого компенсации средств из бюджета хватает, и данное движение как по повышению, так и по понижению тарифов должно происходить не раз в несколько лет, а стать постоянно ведущейся серьезной работой.
Вряд ли в результате нынешней ситуации увеличится пассажиропоток муниципального транспорта: все, кто считал деньги, уже перешли на электронную оплату, и там, где возможно, набиваются в муниципальные автобусы, как сельди в бочку. Чтобы охватить большее число пассажиров, есть только один способ – выйти на направления, которые предоставлены нерегулируемым маршрутам, но тогда бюджету придется компенсировать за тамошних льготников не «17-18», а все 30-40 рублей. Это сейчас практически нереально.
В середине прошлой недели СМИ сообщили об отставке главы Минсельхоза Максима Чекусова. Первоначально в министерстве слухи опровергали, аналогичное заявление сделал и сам Чекусов, пояснив, что такого разговора с губернатором не было, как и заявленных журналистами планов по возвращению в научно-образовательную сферу, а в феврале и марте запланированы встречи с руководителями агропромышленных комплексов. Но затем пресс-служба правительства официально подтвердила увольнение министра, который возглавит ФГБНУ «Омский аграрный научный центр»:
«Для региона сейчас принципиально важно использовать научный потенциал в прикладном русле развития агропромышленного сектора. Точки роста сельского хозяйства известны, но необходимо усиливать их за счет научных исследований и разработок. Этим и займется Максим Сергеевич на новой должности, осуществляя взаимодействие с Минсельхозом и хозяйствами региона».
Обязанности министра будет исполнять первый зам Николай Дрофа. Его, как и главу Омского района, прочат на пост руководителя, однако, по нашим данным, в шорт-лист кандидатов оба они не входят.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Максим Чекусов проработал в правительстве три года и три месяца, половину из них – при Викторе Назарове, другую – при Александре Буркове. Как и Виталию Эрлиху, Чекусову, возглавлявшему одно из главных направлений региональной экономики, два года подряд пришлось иметь дело с разными, но равно неудачными сельхозсезонами – оба по уровню вставших проблем сопоставимы с катастрофической засухой 2012 года.
Но, в отличие от предшественника, он по меньшей мере сам не стал фигурантом громких уголовных дел с участием родственников (в то же время различные формы поддержки товаропроизводителей при нем, например, гранты для начинающих фермеров, отменялись, а некоторые компаньоны по бизнесу, напротив, последовательно поддерживались, о чем речь пойдет ниже).
Оценивая ситуацию, в целом, можно заметить, что качество управления отраслью при господине Чекусове практически не изменилось, а надежды на то, что он эффективно пролоббирует создание или расширение в регионе производств сельхозтехники (с которой он имел дело до прихода в правительство) не оправдались. Характеризуя Чекусова как функционера, нужно вспомнить, что он по семейным делам уходил в отпуск в разгар карантина по АЧС – это, безусловно, высоко характеризует его как человека и семьянина, но довольно нетипично для среднего чиновника. Вообще же, ситуация по АЧС чуть ли не до последнего скрывалась, что вряд ли помогло эффектному ей противодействию, зато неоднократно вина возлагалась на самих фермеров. В итоге уход в отставку Виктора Назарова сопровождался в т. ч. акциями их протеста.
Стоит напомнить и об официальной позиции, высказанной представителями федерального центра. В конце лета того же 2017 года глава Россельхознадзора РФ Сергей Данкверт заявил, что ветеринарные власти Омской области полтора месяца скрывали появление в регионе африканской чумы свиней, первые случаи которой были зарегистрированы в мае (кстати, в мае же в регионе проходили межведомственные «учения» по ее «предупреждению» с участием сотен сотрудников различных ведомств, но, очевидно, организовать реальную эффективную борьбу Минсельхоз так и не смог), однако официально заявлено об АЧС было только ближе к середине июля.
Не легче выдался для Чекусова и 2018 год. Вновь его постигло невезение, теперь уже по зерновым – в связи с сильно сместившимися сроками посевной и уборочной кампаний и крайне неудачно совпавшему росту цен на ГСМ. В итоге два года подряд одной из основных функций Максима Чекусова было объявление режима ЧС и выбивание для производителей компенсаций по ней. Правда, в итоге прямых потерь региону от снижения экспортного потенциала и косвенного удара в виде роста цен на сельхозпродукцию никакие выплаты практически не компенсировали.
Ключевые факторы отставки министра лежат в сфере показателей эффективности административного управления сельским хозяйством, результатами его деятельности, в частности, сказавшимися в резком скачке цен на хлеб в конце прошлого года, но, отчасти – и в паблисити самого Чекусова. К тому же в ходе первых «псевдовыборов» мэра Чекусов проявил внезапные, хоть и не афишируемые, политические амбиции: на должность выдвинулся Андрей Ерошевич, ранее компаньон Чекусова по бизнесу (подробнее см. в «Итогах недели за 18.04.2017). Очевидно, что ни о каком участии Ерошевича в выборах мэра министр явно ни с кем не советовался (ведь его «несогласованность» проявилась и позже, когда Ерошевич не прошел в ОГС по спискам «Единой России»), но в итоге именно его кандидатура осталась после первого тура единственной, когда все остальные свои сняли. В итоге это дорого обошлось областным властям, возможно, став одним из поводов для отставки Виктора Назарова. Зато год спустя сам Ерошевич вошел в состав Общественной палаты (комиссия по вопросам АПК, экологии, окружающей среды и безопасности жизнедеятельности) и продолжил принимать участие в организации самых разных мероприятий Минсельхоза.
Еще раз Чекусов удивил всех в октябре 2017 года, когда провел свою пресс-конференцию, не дожидаясь первого пресс-подхода нового на тот момент врио губернатора, и наговорил на ней множество удивительных вещей (например, в недостаточно высоком урожае в тот раз у него оказались виноваты синоптики). Мы тогда отмечали, что симпатия нового губернатора дает министру сельского хозяйства год-два на вхождение в команду. Видимо, теперь спрогнозированный срок истек, и, несмотря на хроническое невезение, Чекусов получил «ритуальную» командировку на федеральную должность при отрасли, ведь его отставку можно считать достаточно гуманной.
Немного о цифрах областного сельского хозяйства.
За 2018 год, производство гречихи в Омской области упало более чем вдвое. Другой пример серьезнее – речь идет об обещанном экспорте «миллиона тонн зерновых в Китай». Сам Чекусов активно пропагандировал данное направление экспорта в январе и в сентябре 2017 года, а на уровне первого зампреда Бойко идея прозвучала в мае 2018-го.
Насколько рациональна данная идея и насколько достижима? Давайте просто оценим цифры по экспорту на примере пшеницы (считается вместе с меслином) и ячменя. Так, в 2015 году из региона ушло на экспорт 21 тыс. 684,5 т пшеницы и 39 тыс. 436 т ячменя; в 2016 году – 33 тыс. 878,2 т пшеницы и 21 тыс. 684,5 т ячменя, в 2017 году – 69 тыс. 537,6 т пшеницы (в т. ч., впервые, 1 тыс. т – в Китай), а в 2018 году – 204 тыс. 934,6 т пшеницы (в т. ч. в Китай не менее 5 тыс. т) и 40 тыс. 140,1 т ячменя.
Казалось бы, рост налицо, все отлично.
Однако при этом производство пшеницы за 2018 год в абсолютных цифрах сократилось в регионе на 11,7 % (с 2 млн 523,8 тыс. т в 2017 году до 2 млн 254,7 тыс. т в 2018-м). В итоге, если в 2015 году на экспорт ушло 21 тыс. 684,5 т пшеницы (и это при 2 млн 468,8 тыс. т собранной), то по итогам 2018 года – 204 тыс. 934,6 т при сборе в 2 млн 254,7 тыс. т. Простое сравнение показывает, что за 4 года при падении сбора в целом на 9 % экспорт вырос в 9,5 раза, а удельный вес экспорта от производства подскочил с 0,88 до 9,1 %, что уже является цифрой, критически влияющей на соотношение на внутреннем рынке спроса и предложения. И достигнуты данные объемы при этом вовсе не за счет Китая, который замыкает список импортеров по объемам (5 с небольшим тыс. т за первое полугодие), а за счет экспорта омской пшеницы в Турцию (69,7 тыс. т за первое полугодие) и в Монголию (29,3 тыс. т за тот же период), т. е. можно предположить, что Турция в прошлом году приняла около 65 % нашей экспортной пшеницы, а Монголия – более 25 %.
При этом, как видно из приведенных цифр, экспорт такой товарной культуры, как ячмень, никак не влияющей на продовольственную безопасность и уровень жизни в регионе, с 2015 по 2018 гг. сначала падал, затем вновь вышел на показатели четырехлетней давности (40 тыс. 140,1 т в 2018 г.). Но в итоге много лет заявлявшиеся планы поставок данной культуры на китайский рынок опять-таки не были реализованы.
Еще любопытнее сравнивать достигнутую динамику экспорта зерновых с показателями их производства и производства других видов сельхозпродукции, как и такой пример прогностического потенциала уходящего в отставку министра: в ноябре 2017 года он заявлял о бесперспективности содержания коров в личных подсобных хозяйствах сельчан. На деле же все оказалось ровно наоборот (см. поголовье, по годам): 2014 год – свиней 619,4 тыс., коров – 186,4 тыс.; 2015 год – свиней 584,2 тыс., коров – 177,0 тыс.; 2016 год – свиней 518,4 тыс., коров – 158,9 тыс.; 2017 год – свиней 453,9 тыс., коров – 158,9 тыс.; 2018 год – свиней 434,5 тыс., коров – 153,0 тыс.
В целом, с 2016 по 2018 год снижалось поголовье как тех, так и других, но в среднем каждые два года поголовье свиней в регионе падает на 20 % (причем АЧС на темпы данного процесса никак не повлияла), тогда как после 2017 года, напуганные АЧС, частники переориентировались именно на коров, поголовье которых начало стабилизоваться на фоне продолжающегося снижения поголовья свиней. Отсутствие учета данного фактора в публичной риторике министра позволяет предположить, что Минсельхоз тенденций рынка не видит и никаких целевых мер поддержки производителям оказать даже не в состоянии.
Как видим, динамика по разным видам сельхозпродукции разнонаправленная, итоги деятельности и даже прогнозы уходящего министра по животноводству более чем противоречивы, по растениеводству – во многом зависят от климатических условий, а не от научных методов, управлять внедрением которых его так активно «сватают».
Но, как наглядно свидетельствует приведенная выше статистика, именно экспорт зерновых за три года стал одним из главных «достижений» господина Чекусова, очевидным образом лоббирующего именно его, а не, например, экспорт продукции животноводства. Как оценивать данные «достижения» – не очень ясно, во-первых, потому, что куда лучше было развивать переработку и экспортировать хотя бы не зерно, а продукцию «пищевки».
Во-вторых, падение за последний год производства пшеницы и ее экспорт в сумме составили 20 % от общего ее объема в регионе и дали в итоге те самые «+20 %» цены на хлеб. Что будет, если экспортироваться ее будет миллион тонн (т. е. почти половина сегодняшнего объема производства), даже в урожайный год, не очень понятно. Как не ясно и то, кто вообще вложил в сознание чиновников такие целевые цифры при нынешнем уровне технического и экономического развития омского сельского хозяйства.
В целом, по итогам развития сектора при Чекусове очевидно, что никакого вывода агропрома на новый уровень управления не произошло, риск-менеджмент, например, вообще не используется, как с использованием финансовых инструментов, так и с учетом возможностей мелиорации и удобрений, диверсификации отраслевой структуры.
Касательно сменщика Чекусова, очевидно, с Урала никто на расстрельную должность не приедет. Да и нет в Свердловской области нужных специалистов по большей части нашего агропрома, той же пшеницы там просто не выращивается. Пока что ставки по всем подобным, ответственным, но опасным должностям делались на среднее звено, замминистров, главы районов – из той же категории.
Но все итоги прошлого сельхозсезона были очевидны еще к прошлой волне отставок, следовательно, появилась какая-то принципиально новая кандидатура. Если Чекусов был явным лоббистом экспортеров зерна, то для восстановления баланса это может быть кто-то, связанный с животноводством. По конкретным компаниям – например, либо из «Титана» (учитывая опыт работы Бойко), либо из «Омского бекона» (учитывая собственника последнего и большие проблемы в течение нескольких лет, а следовательно, желание поправить дела за счет админресурса). Выходцы из очевидно проблемных компаний (того же «Ударника») политически маловероятны, а наиболее быстро растущие (тот же РУСКОМ) вряд ли будут раскидываться ценными кадрами.
Период сильных морозов не стал исключением в плане пожарной обстановки. Ежедневно из разных уголков региона поступали трагические новости: только за эти выходные на пожарах погибло четыре человека. А в период запоздалых «крещенских» морозов из жизни ушли 11 омичей, среди них – двое малышей из села Явлено-Покровка Павлоградского района, которым было 1,5 и 2,5 годика. Горели дома, бани, гаражи, в самом Омске фиксировались инциденты в многоквартирных домах – например, в Береговом поваливший из подвала дым запер жильцов, не давая выйти из подъезда.
Коммментарий экспертного совета «СуперОмска»:
В принципе, ежегодно заранее известны факторы риска – экстремально холодная погода, праздники, наличие печного отопления или газобаллонного оборудования. Единственным решением, которое спасло бы огромное количество жизней, является комплексная застройка многоквартирными домами с центральным отоплением, расселение частного сектора.
Установка противопожарных датчиков – мероприятие, которое давно обсуждается в регионе с учетом специфики по частному сектору, но решение очень дорого даже только для многодетных семей, не говоря о последующем обслуживании и поддержании оборудования в порядке. Возможно, стоит для начала централизованно бесплатно выдавать многодетным семьям в начале пожароопасного периода огнетушители, устраивать точечный инструктаж и проверку пожарного состояния домов.