Во вторник, 19 февраля, на заседании рабочей группы по развитию образования в горсовете Омска депутаты обсудили зарплаты педагогов. В основном речь шла о совершенствовании системы оплаты труда учителей.
Вопросу предшествовала серий заявлений от представителей общественной организации «Оплот». Так, председатель этой общественной организации, руководитель комитета по муниципальной собственности и экономическому развитию Олег Афанасьев разбирался в распределении бюджетных средств по школам и детсадам. А вице-спикер горсовета, лидер «Оплота» Андрей Ткачук, в свою очередь, заявил о непомерной рабочей нагрузке на учителей.
Ранее на эту тему высказался президент Владимир Путин, который призвал увеличить зарплаты учителей, приблизив к средней оплате труда по региону.
В связи с этим депутаты выдвинули целый ряд инициатив, как привлечь омских учителей работать в школах.
По словам первого заместителя директора департамента образования Омска Ларисы Ефимовой, заработная плата педагога состоит из должностного оклада, ставки заработной платы и стимулирующих и компенсационных выплат. Все зависит от квалификации и сложности работы педагога, но в каждом учебном заведении руководитель сам принимает решение, сколько кому заплатить. Средняя зарплата воспитателя детсада в городе на 2018 год равнялась 26,645 тыс. рублей, оплата труда учителя – 28,091 тыс. рублей.
В свою очередь, сопредседатель «Оплота» Юрий Козловский высказал мысль, что критерии для стимулирующих выплат слишком размыты, что дает повод для неравномерной оплаты одного и того же вида работы разными учебными заведениями.
«Мы рассматриваем постановление мэра от 2008 года. У нас прошло 10 лет. Планируется ли изменение данного постановления? Во всех критериях для стимулирующих выплат есть «вилка», которая не всегда понятна. По ней один руководитель школы дает 10 %, другой – 20 % надбавки в окладу. А потом учителя общаются между собой: одному доплатили 100 рублей, другому – 500 рублей, а третьему – вообще ничего. Мне не нравится такая система. Может, есть смысл изменить это постановление, прописав конкретные критерии? Руководитель школы тогда сможет распределять доплаты педагогам по совести», – отметил Юрий Козловский.
Кроме того, политик предложил отменить выплату «подъемных» для молодых педагогов, компенсировав это нематериальной стимуляцией. Например, предоставлением мест в детсадах для ребятишек учителей. Помимо этого, депутат горсовета призвал разработать единую для всех школ системы оплату труда педагогов.
«У нас в каждой школе есть положение об оплате труда, но они везде разные. Может, сделать их одинаковыми? Может, сделать одинаковое положение о зарплате труда: для школ, гимназий и лицеев? Еще одно предложение – мне кажется, доплаты для молодых педагогов не совсем справедливы. Здесь нет трудовой справедливости. Нужна нематериальная стимуляция. Например, устройство детей в сад. Может, обратиться в Госдуму и Заксобрание с этой инициативой? Была также раньше система, что педагог после окончания учебного заведения должен отработать какое-то время учителем. Глядишь, привыкнет, и понравится», – считает Юрий Козловский.
Первый заместитель директора департамента образования Омска Лариса Ефимова поддержала инициативу политика в части предоставления детям педагогов мест в садиках.
«Ранее такая возможность имелась, сейчас она отсутствует. С такой инициативой департамент образования обращался в министерство образования Омской области. Такая инициатива постоянно исходит от педагогов. Тогда бы это решило кадровую проблему. Можно выйти на Заксобрание с поддержкой горсовета. В ряде регионов такие решения есть», – подчеркнула Лариса Ефимова.
Что касается оплаты труда, то чиновница согласилась с тем, что в каждом учебном заведении свое варьирование оплаты труда в зависимости от бюджета.
Завершая обсуждение темы, первый вице-спикер горсовета Юрий Тетянников предложил коллегам поддержать инициативы Юрия Козловского. Он убежден, что их нужно обсудить на совете руководителей школ и допобразования, дошкольных организаций.
Тогда как сопредседателя «Оплота» Инну Гомолко интересовала учебная нагрузка учителей. Она предложила поощрять материально тех учителей, чьи воспитанники достигли интеллектуальных высот.
«Я внимательно посмотрела документы. Призвание педагога должно быть хорошо оплачиваемо. А у нас, как сказал один депутат Госдумы, на одну ставку кушать нечего, на две – некогда, потому учителя работают на полторы. Какая у нас нагрузка на педагогов и по каким критериям идет распределение фонда? Зачастую это мероприятия, поездки. Критериями должны быть участие учеников во всероссийских олимпиадах, высокие баллы по ЕГЭ. А конкурсы – это средний показатель, обязанность учителя всесторонне развивать детей», – подчеркнула Инна Гомолко.
На что первый заместитель директора департамента образования снова признала, что учителя работают со сверхнагрузкой. Причины кроются в дефиците кадров и увеличении количества школьников. Кроме того, растет число учебных предметов в школах, это увеличивает штаты педагогов.
То, что касается положения об оплате труда, оно носит индивидуальный характер. По критериям идет ранжирование по всем уровням: школьный, муниципальный, региональный и общероссийский. Приоритет всероссийской олимпиады школьников определяет каждое учебное заведение.
К обсуждению вопроса подключился председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Евгений Дрейлинг. Он уверен, что нужно пересмотреть систему оплаты труда.
«Сейчас в школах и детсадах идет подушевое финансирование, нужно пересматривать, не занижено ли оно, сколько средств доходит до детей. На региональном уровне возможна корректировка суммы выплат. Есть проблема с кадрами. Мы обратились к губернатору и министру образования, чтобы помогли со стимулированием педагогов. Учителя страдают от высокой нагрузки иногда заходят в класс и забывают, какой урок вели. Сейчас учителю первой категории нужно 32 учебных часа в неделю, а высшей –29,8 часа, чтобы получать среднюю зарплату. Нужно ставить вопрос об увеличении базовой части. Может, уйти от богатства выбора, по стимулирующим выплатам», – заявил Евгений Дрейлинг.
В итоге члены рабочей группы по развитию образования проголосовали за все предложения, решив обсудить их с педагогами.