Криптовалюты

Доллар - 65,60

Евро - 72,62

Тенге - 0,16

Аналитика1433

ИТОГИ НЕДЕЛИ: послание президента, новые надежды метро и Федоровки и претензии прокуратуры к транспортной реформе

ИТОГИ НЕДЕЛИ: послание президента, новые надежды метро и Федоровки и претензии прокуратуры к транспортной реформе

Президент поручил помогать семьям и напомнил США о современном российском оружии

20 февраля президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному Собранию. Мероприятие состоялось в Гостином дворе, а не в Георгиевском зале Кремля, как обычно. Акцент в первой части был сделан на демографической составляющей. Как отметил глава государства, вначале 2000-х удалось переломить негативные тенденции, и в ближайшие 5-6 лет реально добиться возобновления естественного прироста населения.

Поэтому Владимир Путин инициировал ряд дополнительных мер для поддержки семьи. Это и помощь малоимущим, и увеличение пособий, и доплаты со льготами по ипотечным кредитам. Будет снижена и налоговая нагрузка в зависимости от количества детей. Застройщикам, в свою очередь, предоставят бонусы за сдачу социальных объектов.

Была затронута и одна из наиболее острых тем сегодня – состояние свалок. В ближайшие два года должны быть закрыты и рекультивированы 30 крупных проблемных свалок в черте городов, а за шесть лет — и все остальные. При этом надо повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8-9 % до 60, чтобы не накапливать новые миллионы тонн мусора, заявил Путин.

Стоит отметить инициативу в сфере нормативно-правовой базы. Президент предложил с 1 января 2021 года прекратить действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора, в том числе ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. До этого времени необходимо обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям.

Во внешнеполитической части Путин подчеркнул, что Россия будет вынуждена создать и развернуть виды вооружений, которые могут быть использованы не только в отношении тех территорий, с которых для нас будет исходить соответствующая прямая угроза, но и в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений о применении угрожающих стране ракетных комплексов. А этому будут способствовать современные типы вооружения: «Авангард», «Пересвет», «Кинжал», «Буревестник», «Посейдон», а также «Циркон»: гиперзвуковая ракета дальностью более тысячи километров, способная поражать как морские, так и наземные цели.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

В самом начале сам президент говорит, что «сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития». Нет смысла впадать в конспирологию, хотя сложно не согласиться с Евгением Минченко в том, что одной из главных угроз для Путина становится «ловушка темпа», т. е. постоянный переход с одной модели стратегии на другую (фактически, с кейнсианства на рейганомику в прошлом году, и сейчас снова на патерналистскую социал-демократическую модель с сильным креном в надежды на эффекты цифровой экономики).

Все моменты послания подробно разобраны в федеральных СМИ, поэтому остановимся на тех моментах, которые актуальны для нашего региона. Прежде всего, появляется шанс на ввод в строй нового аэропорта, теперь уже от лоббистских качеств губернатора зависит, насколько данным шансам суждено сбыться.

Есть и серьезный посыл к региональным властям использовать опыт передовых субъектов Федерации, а федералам – «оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта». Напомним, что в Омской области длительное время разрабатывался не только бренд «социальной столицы», но и применялась практическая модель социального предпринимательства и передачи на аутсорсинг многих функций госучреждений, начиная с семейных домов престарелых и вплоть до поддержки семейного образования. В последние годы с общей деградацией социальной и управленческой инфраструктуры региональные чиновники радостно, под предлогом экономии бюджетных средств и «адресности» почти все эти наработки «оптимизировали». Любопытно было бы узнать, какие они сами теперь предложат в качестве омской модели вклада при переходе на «социальный контракт».

Еще один посыл президента – прямое напоминание о необходимости вывода Омска и еще одиннадцати городов из «зоны настоящего экологического бедствия». Оно сопровождается требованием «установить ответственность в промышленных и других компаниях, обозначить их конкретные шаги, которые они обязаны предпринять для минимизации экологического ущерба, зафиксировать все это в законе о квотировании выбросов», что усиливает позиции омского губернатора, лоббирующего закон о праве региональных властей на оперативный экологический производственный контроль.

Наконец, напрямую касается Омска и такой пассаж, как констатация серьезного роста российского экспорта пшеницы, в результате которого страна стала одним из крупнейших мировых экспортеров «(в прошлом году объемы ее экспорта составили 44 миллиона тонн)». Напомним, что в абсолютных цифрах вклад региона в экспортные поставки не так велик (200 тыс. т по итогам прошлого года). Однако в целом по самой Омской области экспорт за четыре года увеличился в 9,5 раза, притом что общероссийский за тот же период – лишь в 1,7 раза. В итоге, правда, как мы предположили, на внутреннем региональном рынке мог сложиться дисбаланс, который и привел к росту стоимости хлеба на 20 %, т. е. ровно на величину самого дисбаланса. Но свой опережающий вклад в рост экспорта регион, так или иначе, явно внес.

Что касается мер поддержки семей, то косвенно оно повлияет на рынок жилья, но вряд ли оживление этой отрасли являлось главной целью тезиса президента о «всемерной поддержке семей»; особенно рельефно выглядит он на фоне впервые за долгое время отмеченного демографического провала – ведь население России сократилось на 100 тысяч человек. Но означенные цифры роста количества семей, которые могут воспользоваться льготой, в десятки раз, безусловно, способны поднять спрос на омском рынке на несколько процентов в год.

Естественно, возникает вопрос «за чей счет банкет?». В самом послании указываются средства Фонда национального благосостояния, от которых «в полном объеме поступают в российский бюджет доходы» (а «совокупный доход от размещения средств ФНБ, зачисленный в бюджет 2018 года, составил 70,5 миллиарда рублей»). Правда, простой подсчет стоимости поставленных только перед регионами задач показывает, что этих семидесяти миллиардов не хватит и на треть целей, которых им необходимо достичь. По срокам можно только исходить из поставленных в самом послании рамок, как правило, это три-четыре года, в отдельных случаях – больше (например, по аэропортам – шесть лет). На деле же, скорее всего, через пару лет будут подведены промежуточные итоги с кадровыми выводами по ведомствам и регионам, назначены новые исполнители, которым, возможно, будет добавлено на реализацию задач еще по году, но едва ли сильно больше.

 

Метро и аэропорт Федоровка – свежо предание, да верится с трудом?


Очередную надежду на новое строительство аэропорта Омск-Федоровка дали на минувшей неделе областные власти. На совещании у вице-премьера российского правительства Виталия Мутко глава Омской области Александр Бурков представил концепцию транспортного обеспечения населения Омской агломерации. Федеральные чиновники одобрили строительство нового аэропорта и оценили стоимость проекта в 27,2 млрд рублей. Софинансировать строительство Федоровки обещают частично из регионального бюджета, частично из федерального, а также на средства инвесторов. При этом построенные на федеральные деньги объекты аэропорта Омск-Федоровка сменят собственника.

Как значится в сообщении облправительства, 5,3 млрд рублей на строительство инженерной сети аэропорта регион готов выделить из областного бюджета. Еще 11,2 млрд рублей на строительство взлетной полосы и навигационной инфраструктуры Омская область просит у федерального бюджета. Построенные на эти деньги объекты перейдут в федеральную собственность. Инвесторам останется вложить 10,7 млрд рублей.

По замыслу властей, ликвидация аэропорта на Левом берегу даст импульс застройке центра и Кировского округа. Сейчас ограничения в строительстве из-за наличия аэропорта охватывают территорию города с населением 600 тыс. человек. При переносе Омск-Центрального освобождается около 650 га земли, где часть можно использовать под строительство жилой и нежилой недвижимости.

Потенциальными инвесторами предполагаются «Новапорт» миллиардера Романа Троценко и компания «Аэропорты регионов» группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Первая пока ситуацию не комментирует, а «Аэропорты регионов» предварительно заинтересованы в проекте, но должен быть решен вопрос с финансированием аэродромной инфраструктуры, сформулированы условия участия в проекте и проведены соответствующие конкурсные процедуры.

А через несколько дней выяснилось, что на самом деле окончательного решения о федеральном финансировании так и нет. Пока лишь имеется одобрение комиссии Минтранса на бумаге.

С метро ситуация более произаичная: участники совещания признали строительство системы линий метрополитена в Омске нецелесообразным. Станции будут законсервированы. Построенные объекты предполагается использовать в существующей транспортной системе, в частности – трамвайной. Решение о консервации в том числе связано с вопросом безопасности.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Судя по всему, уже в ходе визита Мутко в 2018 году сложилась ясность, что метро федеральный центр первоочередным для себя объектом не считает, поэтому и состоявшийся месяц спустя визит Путина был в т. ч. на тему аэропорта. Прозвучавшие в ходе послания президента 20 февраля слова о снятии «инфраструктурных ограничений для развития экономики, для раскрытия потенциала наших регионов» на фоне названной тогда же статистики, касающейся масштабной реконструкции аэропортовой инфраструктуры за Уралом («...за шесть лет по всей стране будет реконструировано более 60 аэропортов ...это крайне важно для развития Сибири и Дальнего Востока») – в первую очередь, подтверждают решение по новому международному аэропорту в Омске.

Названные цифры говорят о выборе варианта строительства, не предусматривающего создания настоящего международного хаба со всей необходимой инфраструктурой. Вероятно, речь идет об одном из ранее обсуждавшихся вариантов проекта, масштаб которого потребует 3-4 лет строительных работ. В этом контексте и «Новапорту», и «Аэропортам Регионам», контролирующими аэропорты в Екатеринбурге и Новосибирске (через которые чаще всего и летают омичи) заинтересованы в том, чтобы выгодные международные направления полностью в Омске закрыть, а невыгодные с себя снять. Вопрос в сроках окупаемости и в называвшихся их инвесторами вариантах с получением части территории Омск-Центрального в качестве компенсаций под нужды девелопмента – сам по себе признак того, что на выход на рентабельность омского актива они даже не рассчитывают.

Интересно, что в дискуссии уже со страниц омских СМИ зазвучал профессиональный «переносчик объектов» из города господин Титарев. Несмотря на явную близость к группе господина Голушко, видимо, именно он, а не Берман, сейчас имеет шансы возглавить процесс переноса аэропорта. Главное, чтобы не получилось, как в его же истории с переносом из центра города «Сибзавода». Что касается «профессиональных противников» переноса (того же Круглова и прочих представителей «аэропортового клана»), на фоне явной поддержки идеи президентом последних не видно и не слышно, поэтому и выгодные им анонимные комменты вряд ли априори можно считать достаточно объективными.

В целом, в перспективе все маркетинговые исследования показывают опережающий рост авиаперевозок по сравнению с железнодорожными. Плюс, даже советских объемов авиаперевозок в регионе сейчас нет и половины, т. е. в Омске работает еще и эффект низкой базы. Вопрос о том, смогут ли инвесторы пустить прямые скоростные поезда в Толмачево или им выгоднее будет отправлять международные рейсы из Омска, будет решаться ими с РЖД по ходу развития событий.

У омского аэропорта пока нет таких длинных инвестиций и региональной поддержки, как у основных конкурентов в Новосибирске, Тюмени, Красноярске, Екатеринбурге. Это не значит, что их и не будет, а, например, скорость плеча обслуживания международных рейсов при нормальной логистике обеспечат интерес авиакомпаний, все же до Омска лететь объективно существенно дешевле по затратам и горючего, и по всем остальным.

Возникает и вопрос, кто будет поставщиком топлива в новом аэропорту. Отсюда и понятная тревога нынешнего владельца ТЗК, и возможное недовольство с его стороны, учитывая что глиссада перемещается сильно ближе к его объектам. Но другие объемы и возможность на берегу диверсифицировать поставки могут сильно повлиять на себестоимость в дальнейшем.

Что касается застройки территории Омск-Центрального, старые схемы с жилой застройкой сейчас точно не сработают, они могут стать причиной срыва всего проекта. Нужны другие схемы, которых пока никто не обнародовал. Как вариант – комплексная бизнес-застройка, элементы IT-кластера и других объектов цифровой экономики. Однако все это требует отдельного инвестиционного девелопмента, на уровне которого в ставшем территорией процессинга Омске сейчас практически никто не работает.

По поводу метро и совмещения инфраструктуры с трамваем. Технических сложностей очень много, например, верхний токосъем, который используется трамваями, сложно совместить с туннелями метрополитена (но такие примеры в стране есть, например, Волгоград). Также нужно обеспечить подвижной состав, который сможет снижаться и подниматься по туннелям, его скоростной режим – т. е., фактически, состав омского трамвайного электротранспорта нуждается в полной замене (сейчас подвижной состав изношен на 90 %, рельсы – на 50 %, контактная система – на 40 %).

Наконец, не очень понятно, где в центре города будет из системы объектов метро в надземный режим выходить состав и как эти объекты будут объединены с действующей схемой движения, на которой в прошлом году самые проблемные участки впервые за десятилетия начали реконструировать. Но если их не привести в порядок, полностью весь новый подвижной состав скоростного трамвая придет в негодность за несколько лет. Одним словом, на практике реализация схемы скоростного трамвая с использованием объектов метро окажется чуть ли не сопоставима по себестоимости с, по меньшей мере, первой веткой самого метрополитена.

Еще один аспект: скоро фактически утратят силу старые генеральные планы, правительство по поручению Путина разработает для Омска правила по комплексному плану инфраструктурного развития, а каким образом уже в нем отразятся подобные инициативы и будут ли они в новых условиях, вообще, возможны, пока не очень понятно.

Надземный выделенный скоростной рельсовый транспорт, за которые ратуют некоторые эксперты, на самом деле требует строительства эстакад, переходов и многих других объектов, которые сейчас авторам идеи попросту не приходят в голову, ведь они имеют в виду под ним нынешний трамвай, который в Омске движется по инфраструктуре середины двадцатого века. Не учитывается и простой фактор климата, от которого именно метро могло бы защищать надежнее любого другого варианта.

С другой стороны, ни в Екатеринбурге, ни в Новосибирске метро давно не развивается, а в куда более богатом, чем Омск, Красноярске, его объекты законсервированы и превращены в парковки. На этом фоне вариант со скоростным трамваем – хоть какое-то развитие омского электротранспорта, главный его недостаток – в отличие от метро, под него регион не сможет претендовать на федеральное софинансирование, даже в отдаленной перспективе.

 

Прокуроры предостерегли от поспешной транспортной реформы


Прокуратура Омска осталась недовольна реформой после проверки организации транспортного обслуживания. Надзорный орган увидел нарушение в переводе омичей на транспортные карты. По мнению прокуратуры, вынужденная покупка таких карт за 50 или 100 рублей является навязываемой услугой. Права тех, кто отказывается от карты, нарушаются, поскольку они вынуждены платить 30 рублей наличными и не имеют право на льготный проезд. Кроме того, прокуратура подтвердила то, на что уже давно жалуются омичи: электронные безлимитные проездные, новые транспортные карты, федеральные карты льготников считываются терминалами далеко не всегда. Претензии нашлись и к предприятию «Пассажирсервис». Прокуратура посчитала предприятие монополистом на рынке продажи электронных проездных, что ограничивает конкуренцию.

В мэрии пояснили, что внедрение чего-то нового всегда вызывает сложности, однако система муниципального транспорта, как заявили в дептрансе, столкнулась с трудностями лишь в начале года, а на сегодняшний день все аспекты системы безналичного расчета отрегулированы. Как заявили чиновники, муниципальный пассажирский транспорт укомплектован терминалами, работает система взаимодействия со Сбербанком, дефицита транспортных карт сейчас нет. Частники интегрируются в нашу систему на добровольной основе. В принципе, никто не мешает им создать свою систему или несколько таких систем, как уточнили в дептрансе.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Отметим, что пресс-релиз прокуратуры появился в день послания президента, которое носило социально направленный характер. Поэтому омское надзорное ведомство очень удачно, что называется, оказалось в тренде. Если же комментировать реакцию мэрии, то ответа по существу на главный вопрос про фактическое навязывание транспортных карт так и не последовало.

В дальнейшем можно предположить, что, скорее всего, обе стороны будут стоять на своем. Для города согласиться с мнением прокуратуры означало бы поставить крест на самой разрекламированной своей реформе, а раздавать транспортные карты бесплатно мэрия, конечно, не сможет себе позволить. Для прокуратуры компромиссных путей тоже не видно. Видимо, вопрос может разрешиться только в суде, но кто сможет грамотно сформулировать проблему и добиваться ее судебного решения, если сама прокуратура на это не пойдет, не очень понятно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все новости Омска и Омской области