16:31, 07 декабря 2011Интервью4198
Хендрик Маргул, немецкий учитель
«СуперОмск» продолжает прерванный выборами информационный эксперимент «Кто мы для чужих?». Следующим нашим собеседником стал учитель из Германии, два десятка лет преподающий немецкий язык нашим детям и сделавшийся немного русским за это время. Кстати, намерения германцев на наш счет в свое время предельно откровенно озвучил экс-канцлер Гельмут Коль, так и сказал, дескать, нужна нам здоровая кровь из России, и открыл дорогу для иммиграции. Хотя в тех наших немцах немецкого иногда оставалось меньше, чем собачьего в дельфине… Видать, турки с арабами коренных немцев чем-то устраивать перестали, невзирая на толерантность. Теперь, может быть, надежда слегка посмуглевшей Европы в россиянах, пусть номинально и не немцах. Но это я так, наш собеседник к этим процессам никакого отношения не имеет. В общении с ним приятно удивляет предельная корректность – вот уж что неистребимо в европейцах, так это безусловное уважение к любому человеку. И знаете, ожидание, что и собеседник будет априори испытывать к тебе такой же пиетет, – это хорошо, но, к сожалению, не по-русски…
Вопрос: Что привело вас в Россию: служебный долг или искреннее желание, а может, поиск экстремальных ощущений?
Хендрик Маргул: На этот раз мое пребывание в Омске – это служебный долг, контракт. Я работаю в организации, которая отправляет учителей по всему миру. Цель организации – подготовить иностранных учеников к получению языкового диплома. Это германский диплом, он признан во всей Европе. С этим дипломом можно поступать в любой германский вуз без дополнительного тестирования на знание языка.
Вопрос: Наших школьников соблазняет перспектива дальнейшего обучения в Германии?
Хендрик Маргул: Я не могу говорить о перспективе, она не в моих руках, а в руках тех, кто хочет язык изучать. От учеников должно исходить желание изучать язык. (N.B. Часто желание что- либо изучать у детей отсутствует напрочь. Если советская педагогика какие-то знания заталкивала в головы силком, то педагогика сотрудничества может оставить головы деток девственно чистыми.- С.П.)
А вот мотивация проста: в Европе сегодня на немецком говорят чаще, чем на английском. Конечно, при трудоустройстве на работу в Европе помогает английский, но если посмотреть на карту, то в большинстве стран распространен немецкий. (Возможно, Хендрик невольно проговорился – там, где в Европе еще работают по-настоящему, говорят по-немецки – С.П.)
Конечно, я не говорю о конкуренции немецкого и английского языков, английский признан во всем мире. Просто для России немецкий сегодня актуален, отношения между нашими странами активно развиваются.
Вопрос: Чем наши школьники отличаются от немецких, кто более замотивирован на учебу? Или дети – везде дети?
Хендрик Маргул: Интерес ребенка, допустим, к иностранному языку – он либо есть, либо нет. Но я заметил, что в Германии ребенку легче получать знания. Это такой специфический подход, он направлен на то, чтобы развивать раскрепощенность у ребенка, самостоятельность. А в России, в которой я нахожусь уже двадцать лет, школа требует от ребенка «зубрить». Хотя системой педагогики, я назову ее советской, в стране принято гордиться… Но просто забитые в голову знания не помогают в изучение языка, например. Не помогают в общении в простом разговоре. Хотя есть, конечно, всякие семинары для учителей иностранного языка, курсы повышения квалификации и прочее туда-сюда… Но реальность: изучается огромное количество материала, а в итоге разговаривать на иностранном языке в восьмом-девятом классе – это оставляет желать лучшего…
Вопрос: Может быть, разные цели ставят перед собой системы образования – германская и российская? Мы, по советской инерции, стремимся прежде всего воспитать, а вы – дать только знания? И что в большей степени может пригодиться в жизни?
Хендрик Маргул: Не надо, пожалуй, сравнивать, что лучше, а что хуже. Если оценивать, кто лучше, всегда кто-то остается печальным. (Любопытно, без дилемм, не хуже и не лучше – просто разные – С.П.)
Даже такая педагогика развивалась в Европе в восьмидесятые – «без проигрыша». В сравнении кто-то всегда будет чувствовать себя несовершенным, недостаточным. Я сам поклонник того направления в педагогике, которое нацелено на раскрепощение, на развитие свободного чувства, свободного желания. Педагог открывает мир ребенку, а ходить в этом мире он будет самостоятельно. А что я вижу здесь – учитель постоянно окружает ребенка заботой, постоянно. По-моему, это не дает возможности ребенку почувствовать свои силы и свои недостатки. В результате такого подхода в школах и на улицах дети, когда вырываются из-под опеки, начинают искать выход своей нереализованной энергии. Для них присутствие взрослых наконец-то закончилось, и они могут поступать по–своему. (Не в этом ли и заключается парадокс вежливых отличников, запинывающих насмерть несчастных бомжей??? Пар не стравили – котел и взрывается – С.П.)
Постоянная опека рождает протест. Мы любим жаловаться на молодежь, для меня это феномен, ведь это мы их такими воспитали. Они просто показывают нам результаты нашего воспитания. Получается, замечания-то мы должны делать сами себе.
Вопрос: Есть легенда на Руси, что в Европе не принято спрашивать у ребенка, как он учится – это–де вторжение в приват? Насколько это правда?
Хендрик Маргул: Нет, я с таким никогда не сталкивался. Я как коренной немец могу сказать, я много работал в школах и такой вопрос об успеваемости вполне уместен. Даже в разговоре с ребенком или подростком, юношей – это основная тема. Это совершенно нормально. Вот говорить о зарплате в Германии действительно не принято. Это неприличный вопрос. (Кстати, совершенно непонятно, почему? Как я узнаю, с кем имею дело, если не узнаю, каким образом он добывает деньги? – С.П.)
Вопрос: В России много говорят о Ювенальной юстиции, многие боятся, что это нововведение сделает родителей и детей врагами. Дети будут бороться с родителями при помощи государственной машины. Что-то запретить или наказать ребенка за проступок будет просто невозможно? В Германии есть опыт такого законодательства – к чему это привело и так ли это страшно?
Хендрик Маргул: Права ребенка следует защищать, и такие законы есть в Европе, только это никак не касается споров между родителями и детьми – это внутрисемейное дело. Юстиция не вмешивается в воспитание. Семья – основа общества, и все это прекрасно понимают.
Вопрос: Но в наших школах детям пишут телефоны комитетов по защите их прав и говорят родителям, что запрет гулять – это запрет на передвижение, запрет на многочасовое сидение в Интернете – это запрет на получение информации, запрет на встречу с друзьями – это запрет на общение, а это нарушение прав ребенка. И ссылаются при этом на европейский опыт.
Хендрик Маргул: Оп–па… Россия перенесла на себя только то, что угодно и удобно кому-то. В Европе четко прописаны не только права ребенка, но и права родителей, не могут права одного ущемлять права другого. А такая трактовка приведет только к конфликтам внутри семьи. К заимствованиям надо подходить очень разумно. И обязательно учитывать местные нюансы.
Вопрос: О детях поговорили, теперь о взрослых и их мире. В чем специфика России?
Хендрик Маргул: Я просто иногда «колебаюсь» между русскими чертами, подходом к жизни, менталитетом. Это иногда дает такую легкость. В России многие вопросы не принимают так всерьез, как в Германии. Но иногда, когда это касается подхода к человеку, труду, карьере, в этом легком отношении есть доля равнодушности. Это меня очень мучает, я вижу, что человек не думает о другом человеке. А вот радость момента, радость мгновения – это меня восхищает в России. Люди, несмотря на ситуацию, положение, обстоятельства, умеют радоваться мгновению. Давайте посидим, пообщаемся, попоем песни, не думая о завтра. В Германии это не так легко. Еще в России есть мнение, что у нас всего много – значит, беречь не надо. Но это, надеюсь, ненадолго – энергия, вода… все это вы тоже привыкаете экономить и беречь. Не так, как немцы, конечно, у нас это развито слишком даже. Вот еще задевает – на дорогах не уважают друг друга и пешеходов. Смотрите на светофоры! Я очень больно это замечаю, когда машины выезжают на пешеходные переходы – это не думать о других!
Вопрос: Что русского появилось в Хендрике Маргуле после двадцатилетней работы в России?
Хендрик Маргул: Я стал суеверным, больше стал. Я сначала наблюдал, а потом стал соблюдать мелкие правила: не сделай это, не сделай то – плохая примета. Я стал верить во что-то высшее. Выше человека, государства и всего существующего. Просто когда нет выхода, обращаешься к чему-то высшему. И еще, я научился принимать ситуацию такой, какая она есть.
- Люди: Хендрик Маргул
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории "Интервью"Читать все свежие новости Омска и Омской области
В Омской области выделят 920 тысяч рублей из резервного фонда на избавление от трупов косуль
Сегодня 07:52
544
Стало известно, почему в Омской области сельские районы преобразовывают в муниципальные округа
Вчера 20:31
2415
«Все кадры должны быть сохранены»: Анастасия Терпугова рассказала о преобразовании районов Омской области в муниципальные округа
17 апреля 2024 19:31
2501
В Омске губернатор Виталий Хоценко встретил патриотический поезд «Сила в правде»
17 апреля 2024 17:48
1840
Стало известно, как в Омской области будут утверждать глав муниципальных округов
17 апреля 2024 16:01
2082
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!