Криптовалюты

Доллар - 101,61

Евро - 105,25

Тенге - 0,19

Интервью3945

Александр Еремеев, профессор, доктор филологических наук

Александр Еремеев, профессор, доктор филологических наук

Если в деревне есть школа, медпункт и церковь, то такая деревня будет жить и развиваться. Это наличие перспективы, будущего.

Поговорить с человеком, который уже на протяжении десятков лет учит учителей и не только, подтолкнуло нашу редакцию интервью депутата Заксобрания Омской области Степана Бонковского. Особенно в той его части, где депутат говорит о массовом сокращении сельских учителей. Сегодня в гостях у  «СуперОмска» профессор, доктор наук, ректор Омской гуманитарной академии Александр Еремеев. Предлагаем вниманию наших читателей его рассуждения о проблемах, перспективах и новых формах в образовании.       

- Начнем с глобального. А зачем вообще образование нужно человеку и зачем на него тратиться государству?

Александр Еремеев:  Образование в России, пожалуй, исторически всегда находится в состоянии дилеммы, и в этой дилемме образование вторично. То есть либо государству нужны образованные люди либо нет.  Вот сегодня много говорят о том, что можно в принципе обучать одаренных ребят за рубежом. Сказал же Питер Устинов в свое время, что британское образование, вероятно, лучшее в мире, если вы способны его пережить.
Можно посылать наших в Оксфорд, Итон, Сорбонну, Кембридж – это просто замечательно, прогрессивно и не ново. Мы точечно готовим очень хороших специалистов. Но это штучный товар, который не определяет общий культурный уровень в обществе.

Парадоксальная вещь: образование – это не только специальность, образование – это уровень личного сознания, уровень культуры отдельного человека. Для чего-то японцы уже не один год говорят о всеобщем высшем образовании для своих граждан. Чем выше уровень интеллигентности в государстве – тем комфортнее в нем жить. Значит и уровень дремучести, косности ниже. И это, на мой взгляд, очень выгодно власти. Ведь если угодно, интеллектуальный уровень народа обусловливает его способность понять власть, способность понять язык политических решений, подчас очень сложный язык. 

Все-таки любовь к бунтам, хаосу, грязи – это удел невежд. Это возбуждают массы на бунт недоучившиеся семинаристы, а совершают революции темные массы. И есть только один способ просветления – образование. Этот набивший оскомину трюизм сегодня по-прежнему актуален: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

- Тогда, пожалуй, в омской деревне свет скоро совсем погаснет. В районах нашей области в течение четырех ближайших лет сократят, «оптимизируют» треть учителей. Как бы вы оценили ситуацию? 

Александр Еремеев: А вот это решение мне представляется странным. Любая оптимизация должна совершенствовать процесс, а не отменять его. И здесь, полагаю, власти нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой, не обломав руля. Вынужден согласиться с точкой зрения, что сокращение сельского учительского корпуса – это серьезно. Школа и медицинский пункт – вот что определяет уровень цивилизованности  нашей омской деревни. Если их нет, то значит и цивилизация от конкретного сельского поселения отступила. Рискну предположить, если в деревне есть школа, медпункт и церковь, то такая деревня будет жить и развиваться. Это наличие перспективы, будущего.  Ведь сегодня высшее образование можно получить, не выезжая с малой Родины. Электронный университет – вот вам и возможность получить образование хорошего уровня, не выезжая за околицу.

- А в Омской гуманитарной академии есть возможность учиться электронно?

Александр Еремеев: Есть, и очень хорошо, что федеральное министерство образования дало нам эту возможность. Это ведь не российское ноу-хау – дистанционное обучение. Эта форма сверхактивно развивается во всем мире. И эта форма обучения просто идеальна для тех, кто хочет второе высшее образование. Смежную специальность получить, например. Есть, по-моему, очень точное выражение, если человек не учился или не получал дополнительного образования в течение пяти лет, значит остановился в своем профессиональном развитии. Тем более что и методически сегодня такая форма заочного обучения – электронный университет – стала гораздо совершеннее. Это уже не прежняя, чуточку архаичная форма, когда заочник перед сессией идет в библиотеку, набирает кучу учебников и методичек и пытается вызубрить все за одну ночь. Нет, сегодня электронная форма обучения делает заочное образование фактически очным. Несколько раз за семестр студент общается с преподавателем в Интернете. Отвечает и задает вопросы. Всегда может обратиться за разъяснением. А для изучающих иностранный язык это вообще необходимо. Можно несколько раз в неделю просто поговорить с преподавателем онлайн. Сразу исправить ошибки, получить консультации.

- Как много желающих поучиться электронно в вашей академии, например?

Александр Еремеев: Весьма много. И уверен, такая форма обучения будет становиться все более популярной. Уже сегодня в нашей академии учатся студенты от Камчатки до Урала.

- Так к вам и из-за границы поедут?

Александр Еремеев: Уже едут, вернее, заочно учатся, посредством Интернета. Из Казахстана, например. Но, в принципе, можно хоть из Австралии. 

- Ваша академия недавно проводила встречу выпускников? Сколько их приехало, сколько всего было за пятнадцать лет работы вуза?

Александр Еремеев: Если бы приехали все, то, может, академия бы и не вместила. Пришлось бы проводить встречу в парке на территории вуза. Приехало не слишком много, но это объяснимо. Могу позволить себе немного гордости: практически все наши выпускники – это весьма востребованные специалисты. Среди них много успешных и состоявшихся людей. Не буду называть фамилий, чтобы никого случайно не обидеть по  забывчивости. Среди наших выпускников – политики, журналисты, учителя, менеджеры высокого уровня. Это лично мне, как ректору, конечно, несколько льстит. Но все-таки не сочтите мои слова кокетством, особенно приятно, что наши выпускники – это прежде всего интеллигентные люди.

Пятнадцать лет Омская гуманитарная академия учит студентов. Почти пять тысяч человек получили в ней высшее образование. Гуманитарная (от латинского humanitas) — человеческая природа, образованность. То есть имеющая отношение к сознанию человека и человеческому обществу. Следуя логике, гуманитарное образование будет существовать ровно столько, сколько будет существовать человек как носитель сознания.  Будет даже если не благодаря, то вопреки. Например, вопреки Рене Декарту, утверждавшему, что «бытие определяет сознание». Хотя бытие от слова «быть», по Ожегову – значить жить, существовать. Следовательно, если живет и существует, значит, обладает сознанием.  Но это так, упражнение в казуистике.       

А что это все-таки такое «образованный человек»?

Александр Еремеев: Отвечу на этот вопрос цитатой из Шопенгауэра: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека». Всего-то два разных предлога, а смысл меняется полярно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все омские новости

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!